31.10.2025 13:15 Аналитика
История легендарного ИС-2
31 октября 1943 года на вооружение Красной армии был принят ИС-2 — лучший советский тяжелый танк Великой Отечественной войны. Появление этого тяжелого танка на полях сражений Великой Отечественной войны ознаменовало окончательный перелом в техническом преимуществе Красной армии над вермахтом. Казавшиеся малоуязвимыми «Тигры» и «Пантеры» с их толстой броней и мощными орудиями стали выглядеть едва ли не беззащитными на фоне советской машины, вооруженной 122-миллиметровой пушкой, способной пробивать фашистские танки с больших дистанций. И пусть ИС-2 не был таким же быстрым и подвижным, как другая бронированная легенда – знаменитый Т-34, он стал лучшим советским тяжелым танком военного времени и самым массовым тяжелым танком прорыва Второй мировой войны.«КВ» уже не хватаетВеликую Отечественную войну советские танкисты встретили, имея на вооружении несколько моделей тяжелых танков. Самыми...
25.10.2025 11:26 Новости
В Москве оцифруют архив АЗЛК
Музей транспорта Москвы сохранит, детально опишет и оцифрует ценные исторические материалы архива автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК). Они охватывают более полувека истории транспорта и промышленности Москвы и посвящены серийным и экспериментальным моделям завода. «Музей транспорта Москвы принял на хранение, учет и оцифровку архив АЗЛК. В нем находится свыше шести тысяч уникальных документов, благодаря которым все желающие смогут больше узнать о судьбе одного из главных столичных предприятий. Историю московского транспорта и других транспортных организаций можно будет изучать в Архивно-библиотечном центре после открытия постоянной экспозиции музея на Новорязанской улице, в доме 27», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов. В архиве находятся научно-технические документы, в том...
13.10.2025 19:02 Аналитика
Люберцы - обороне Москвы
Вот уже более 80 лет отделяют нас от трагических событий начала Великой Отечественной войны и битвы под Москвой. Все меньше, к сожалению, становится участников и свидетелей тех, поистине судьбоносных событий. Но они не уходят в забытое прошлое, наоборот, становятся все более притягательными, поучительными, священными. Ибо не могут быть забыты подвиги наших отцов и дедов, их безграничное служение Родине. Особое место, по свидетельству участников и историков, в Великой Отечественной войне занимают события, относящиеся к битве под Москвой, ибо тогда, осенью 1941 года, над столицей и страной нависла поистине смертельная опасность. Немецкие войска упорно продвигались к Москве, приблизившись на расстояние 80-100 и менее километров. На Московском направлении фашисты сосредоточили большое количество и войск, и боевой техники (танки, арторудия, самолеты). Наши войска по своей оснащенности...
08.10.2025 11:11 Новости
В Москве отреставрировали раритетный грузовой трамвай
Реставрация экспоната длилась более двух лет. В процессе работы крановую платформу полностью разобрали на детали, а также заменили поврежденные элементы. Самым трудоемким этапом стало восстановление рамы. Специалисты Музея транспорта Москвы отреставрировали крановую платформу Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ) 1932 года выпуска. Ее можно будет увидеть в составе постоянной экспозиции, которая откроется в гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице. «Музей транспорта Москвы завершил восстановление крановой платформы СВАРЗ — одного из двух сохранившихся экземпляров этой модели. Такие платформы применялись для перемещения грузов до восьми тонн. По поручению Сергея Собянина продолжаем масштабную программу реставрации исторической техники», — рассказал заместитель Мэра Москвы...
14.09.2025 09:11 Персоны
Николай Камов - человек придумавший «вертолет»
14 сентября 1902 г. в Иркутске в семье преподавателя русской словесности родился Николай Ильич Камов - советский авиаконструктор, создатель вертолётов «Ка», доктор технических наук (1962), Герой Социалистического Труда (1972), Лауреат Государственной премии СССР. Благодаря ему в Советской Армии появились боевые воздухоплавательные машины принципиально нового типа, а в русский язык вошло само слово «вертолет». Уже во время учебы в коммерческом училище Николая привлекали точные науки и техника. Под влиянием посещения демонстрационных полетов известных пилотов сформировался его интерес к авиации. Так как в Иркутске в то время не было высшего учебного заведения, юноша поступил в Томский технологический институт, став в свои неполные 16 лет самым юным студентом. Ему повезло - вместе с ним в Томске учился один из пионеров российской авиации Харитон Славороссов, который смог ответить на многие...
10.09.2025 14:09 Персоны
Магуба Сыртланова: история героя и человека
Она родилась в Уфимской губернии, а её боевая и послевоенная биография так или иначе связана с Казанью. Магубу Сыртланову считают своей в Татарстане и Башкортостане. Это единственная на две республики женщина, удостоенная высокого звания Героя Советского Союза. О ней написаны книги, очерки, сняты фильмы, но часть фактов из жизни легендарной лётчицы сегодня обнародуем впервые. С мечтой о небе Миловидное лицо, спокойный взгляд серых глаз и, если это не официальный портрет с боевыми наградами, никакой печати геройства. Но внешность обманчива, что доказывает яркий жизненный и боевой путь Магубы Хусаиновны. Постфактум появилось даже мнение, что она продолжила ратные традиции дворянского рода Сыртлановых, вошедших в привилегированное сословие за верную службу Отечеству. Впрочем, в официальной биографии сказано, что родилась Магуба Сыртланова 15 июля 1912 года в городе Белебее Уфимской...
12.08.2025 17:09 Аналитика
К годовщине создания военной авиации России
Император Николай II стоял у истоков рождения русской авиации, которая прошла путь от первых опытов по аэродинамике до серийного производства авиатехники, создания императорского военно-воздушного флота как нового рода войск. При Николае II Россия стала одной из ведущих авиационных держав мира. В России с 1909 по 1911 год было построено 19 авиационных заводов. В 1909 Император Николай II взял под свое личное покровительство Всероссийский аэроклуб, который стал называться "Императорским"... 23 декабря 1914 года указом Царя Николая II создана эскадра воздушных кораблей "Илья Муромец" начальником которой стал Михаил Шидловский. Так появилось первое в мире соединение тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков и родилась Дальняя авиация России... День Военно-воздушных сил России связан как и другие праздники с царствованием Николая ll. Русский народ вправе гордиться своим авиационным прошлым...
05.08.2025 13:17 Аналитика
Найденный на Камчатке Р-63 "Кингкобра" обследуют и хотят восстановить
Американцы и британцы отказались. Советские асы творили на нем чудеса. Почему найденный на Камчатке Р-63 "Кингкобра" уникален? Русское географическое общество готовит экспедицию на камчатское озеро Витаминное. Заповедные места: дорог нет, красиво и безлюдно, по берегам бродят медведи. Рыбакам интересны лососевые водоемы, а лосося здесь нет. Главный "витамин" - лежащий на дне самолет. При невыясненных (пока) обстоятельствах осенью 1945 года в озеро упал истребитель Р-63 "Кингкобра", летчик погиб. Самолет нашли в 2023-м. В этом году его хотят поднять, обследовать и законсервировать для дальнейшего восстановления. Обстоятельства и причины той трагедии предвосхищать не будем - напишем, когда истребитель поднимут из воды. А пока - что это за самолет и чем он интересен.Чудеса на виражахСоздан в США, полное название: Bell P-63 Kingcobra. Bell - компания-разработчик, литера "P" английская...
31.07.2025 11:32 Аналитика
От тайн Вселенной до сибирских глубин
Город Новосибирск, как и его обитатели, дорог нам для сердца, ума и кармана. Некоторые герои журнала в буквальном смысле оказываются состоятельными во всех трех ипостасях. Сегодня мы представляем Евгения Александровича Цыбизова, члена Бюро Президиума и сопредседателя Правления Новосибирского регионального отделения Международной общественной организации «Всемирный русский народный собор», председателя исполнительного комитета Всероссийского Суворовского движения, учредителя и директора благотворительного Фонда «Единство целей». У этого общественного и политического деятеля еще десяток званий и должностей — о них, о призвании и обязательствах и пойдет речь в этом материале. У вас весьма разнообразное образование: инженерное, финансовое, гуманитарное… Впрочем, все это вполне укладывается в навыки современного управленца. Вы много лет занимаетесь бизнесом — делом извлечения прибыли, а для...
14.07.2025 14:06 Аналитика
Первое боевое применение «Катюши»
14 июля 1941 года первая отдельная экспериментальная батарея реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша» под командованием капитана И. А. Флёрова нанесла удар по немецким эшелонам с войсками, техникой, боеприпасами и горючим, скопившимся на железнодорожном узле Орша, и по переправе немецких войск через реку Оршицу. Это было первое боевое применение новейшего советского оружия, которое не только обладало значительным поражающим эффектом, но и оказывало огромное психологическое воздействие на противника. Многозарядная реактивная пусковая установка БМ-13 (боевая машина, калибра 13 см), получившая неофициальное название «Катюша», была принята на вооружение советской армии буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны – 21 июня 1941 года. В этот день вышло постановление ЦК ВКП (б) о развёртывании серийного производства снарядов М-13 (реактивный снаряд...
12.07.2025 09:04 Аналитика
435 лет назад был основан город Саратов
Датой основания города Саратов считается 12 июля 1590 года, когда в результате русских походов на Казанское ханство, здешние князья получили территорию Приволжья в свои владения. Тогда-то и была построена Саратовская крепость между Самарой и Царицыным. В число признанных туристических центров Саратов не входит, но богатое историческое прошлое и уникальные достопримечательности города достойны внимания. Уже то, что он расположен на одном из берегов Волги, делает его привлекательным для путешественников. Местоположение и близость крупных поволжских населенных пунктов обусловило его развитие. Саратов разрастается, строится и с каждым годом притягивает все большее количество туристов. Интересно и то, что в одном из здешних техникумов учился Юрий Гагарин, одновременно посещая местный аэроклуб. После полета в космос он приземлился в 35 километрах от областного центра, а поле, где...
16.05.2025 10:06 Новости
Объекты старинной московской усадьбы признаны памятниками архитектуры
В центре Москвы стало больше памятников архитектуры. Новый охранный статус объектов культурного наследия регионального значения получили главный дом городской усадьбы И.Т. Рахманова, Н.Л. Бухвостова, С.С. Сулимы, купцов Котовых первой половины XVIII — середины XIX века, здание конторы Софийского механического завода Г.И. Листа и фрагмент ограды со скульптурой «Кузнец и литейщик» конца XIX столетия. Все они расположены на Болотной площади. Ранее у них был промежуточный статус выявленных объектов культурного наследия. Ансамбль построек городской усадьбы И.Т. Рахманова, Н.Л. Бухвостова, С.С. Сулимы, купцов Котовых является одним из древнейших в районе Якиманка. Его история началась в XVIII веке. В это время на территории владения располагались каменные палаты, которые впоследствии и легли...
23.04.2025 09:03 Аналитика
95 лет назад был принят план первой пятилетки
23 апреля 1929 года начала работу XVI конференция ВКП(б), на которой был принят первый пятилетний план в СССР. После Великой Октябрьской революции большевиками предстояло совершить еще одну – на сей раз промышленную. Электрификация, строительство заводов по всей стране, выплавка чугуна и добыча угля, исчислявшиеся десятками миллионов тонн, и все это – в условиях почти полной экономической блокады. «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», – сказал Иосиф Сталин на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 года. План первой пятилетки составлялся изначально в двух вариантах: отправном или, проще говоря, «минимальном», то есть реалистичном, и «оптимальном» - том, которого требовала партия. Второй план был рассчитан на абсолютную мобилизацию...
18.04.2025 09:00 Новости
Как в Музее транспорта Москвы реставрировали трамвай «Татра Т3»
Исторические вагоны, старинные звонки, деревянные сиденья, округлые фары — столица готовится к параду ретротрамваев. 19 апреля по улицам снова проедут вагоны, которые помнят несколько поколений москвичей. В этом году к 126-летию трамвая восстановили один из самых знаковых его образцов — советскую «Татру T3SU». Трамвай из другой эпохи Трамваи «Татра T3» выпускались в Чехословакии с 1962 по 1999 год и экспортировались в разные страны, но самые крупные партии направлялись в СССР. Вагон, который отреставрировали специалисты, приехал в Москву в 1987-м — в рамках последней поставки моделей этой серии. Под номером 5993 он поступил на службу в Октябрьское трамвайное депо и в течение 22 лет перевозил пассажиров по нескольким маршрутам...
27.03.2025 15:05 Аналитика
Вагон с нескончаемыми рельсами
27 марта 1878 года крестьянин Федор Абрамович Блинов подал заявку на получение патента на изобретенный им "вагон с нескончаемыми рельсами". Речь в патенте шла о новом типе движителя — гусеницах. Родившийся в семье крепостного кузнеца в 1832 году Федор изучил слесарное, столярное, кузнечное, токарное, шорное дело. Он собрал большую научно-техническую библиотеку. В 1840-х годах в связи со случившейся в Поволжье большой засухой, недородом и голодом ему удалось получить от помещика отпускную. Федор устроился бурлаком, затем кочегаром на пароход. Благодаря упорному труду и таланту он стал помощником машиниста парохода, затем — машинистом. Он стал мастером, к которому обращались за советом специалисты по паровым машинам со всей Волги. Первым серьезным изобретением...
19.03.2025 13:06 Аналитика
Как создавалась танкетная рота
Воспоминания бывшего заместителя командира танковой роты 6-й дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы Мусина Сергей Петровича. Моя просьба о вступлении дивизию народного ополчения Дзержинского района Москвы была удовлетворена. Штаб формируемой дивизии я нашел в одном из кабинетов МИИТа на Бахметьевской лице (теперь улица Образцова). Хотя штаб существовал только вторые сутки, его кое-что уже удалось сделать. Меня назначили заместителем несуществующего командира танковой роты по технической части. Сама рота тоже существовала пока на бумаге. Для начала мне приказали занять одну из комнат на 4-м этаже и номер комнаты сообщить в штаб дивизии; в комнате же – организовать казарму для прибывающих ополченцев и штаб роты. Часа через два начали приходить первые добровольцы-ополченцы – в основном работники Народного комиссариата иностранных дел и редакции газеты «За...
12.03.2025 17:31 Новости
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
На Уралвагонзаводе состоялась творческая встреча народного артиста России Игоря Угольникова с сотрудниками предприятия. Известный режиссер, продюсер и сценарист представил заводчанам сценарий нового художественного фильма «Урал-Фронту», посвященный подвигу танкистов и тружеников уральских заводов времен Великой Отечественной войны и сегодняшних дней. Он подчеркнул, что самое непосредственное участие в картине должны принять работники Уралвагонзавода — наследники великого подвига предков, которые сегодня также работают для победы. Символично, что встреча состоялась 11 марта. В этот день в России отмечают День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса на средства жителей Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермской) областей. Вклад Уралвагонзавода в создание корпуса...
28.02.2025 16:22 Аналитика
На пути к созданию танка Победы – «Т-34»
История танка Победы началась в 1937 г. в Харькове на заводе № 183 Народного комиссариата оборонной промышленности СССР. Бывший Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) располагал опытными рабочими, инженерными и конструкторскими кадрами. ХПЗ имел богатый опыт конструирования и строительства танков. На заводе строили и совершенствовали не только колесно-гусеничные танки БТ (быстроходный танк), но и тяжелые пятибашенные Т-35, развивали производство дизельных моторов. Именно на ХПЗ был создан танковый дизель В-2, которым оснащались «тридцатьчетвёрки». Исключительная роль в создании танка Т-34 принадлежит Михаилу Ильичу Кошкину. Он родился 3 декабря (21 ноября ст.ст.) 1898 г. в деревне Брынчаги, ныне входящей в Переславль-Залесский муниципальный округ Ярославской области. Семья небогатая, отец погиб в 1904 г. и работать Миша стал с 11 лет на различных московских кондитерских фабриках...
28.12.2024 16:34 Новости
Музей «Лайский Док. По волнам времени» открыт в Архангельской области
В поселке Лайский Док Приморского муниципального района Архангельской области в бывшем Доме культуры появилось новое музейное пространство «Лайский Док. По волнам времени». Его создали в рамках проекта «Комфортное Поморье» при поддержке Архангельского регионального отделения РВИО. Экспозиция музея посвящена сохранению исторической памяти и традиций рабочего поселка Лайский Док, строительство которого началось на болотистых берегах реки Лаи с нуля. В Лайском Доке всего три улицы, зато есть свой судоремонтный завод, появившийся еще в 1907 году на реке Лае. Предприятие «градообразующее», давшее название поселку и работу его жителям. «Лайский док», построенный Архангельско-Мурманским срочным пароходством, сохранил свой профиль и является старейшим судоремонтным заводом в Архангельской области. За 116 лет работники предприятия вдохнули вторую жизнь почти в 4000 судов. Местные жители хранят...
25.12.2024 18:11 Новости
Стела «Город трудовой доблести» открыта в Подольске
В Подольске Московской области в сквере Поколений состоялось торжественное открытие стелы «Город трудовой доблести». В церемонии приняли участие: Заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по государственной политике в гуманитарной сфере, заместитель Председателя РВИО Николай Овсиенко, Председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов, Глава городского округа Подольск Григорий Артамонов. Стела установлена Российским военно-историческим обществом, Правительством Московской области, Администрацией городского округа Подольск. Слова приветствия жителям Подольска направил помощник Президента РФ, Председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. В ходе торжественной церемонии открытия их зачитал Николай Овсиенко. - От всей души поздравляю вас, всех жителей Подольска с открытием стелы «Город трудовой доблести»...
16.12.2024 09:43 Аналитика
О нижних чинах Гатчинской военной авиационной школы
Когда речь заходит о Гатчинской авиационной школе, то основное внимание, как правило, уделяется самым известным военным лётчикам, которые были выпускниками школы. Но такой подход в значительной степени уменьшает ту роль, которую школа сыграла в истории российской авиации. Особенно значение Гатчинской военной авиационной школы возросло во время Первой мировой войны 1914-1917 гг. Конечно, в первую очередь школа занималась своим непосредственным назначением - подготовкой военных лётчиков, но кроме этого можно предложить несколько направлений деятельности школы, изучению которых практически не уделялось внимания. Преподавателями и инструкторами школы были только опытные военные лётчики. Именно из них в самом начале Первой мировой войны формировались экипажи тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец» Эскадры воздушных кораблей. Специально обученные военные лётчики постоянного состава школы...
22.11.2024 09:27 Аналитика
«Геликоптер инженера Миля»: авиационный роман
В 2024 году исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Леонтьевича Миля (22 ноября 1909 г. – 31 января 1970). Миль – это легендарные советские вертолеты «Ми». Точка отсчета биографии Михаила Миля – в дореволюционном Иркутске, в благополучной интеллигентной семье, в которой много внимания уделялось образованию и разностороннему развитию детей (языки, музыка, рисование). Михаил начал вести личный дневник с десяти лет: «Я родился в 1909 году в городе Иркутске в Сибири. На седьмом году жизни я стал интересоваться разными науками. Потом мне понравились анатомия, астрономия и химия. Я долго не любил читать, но мне попалась книжка очень интересная. Начитавшись разных книг, я стал видеть в себе очень много талантов, потом благодаря тем же книжкам я перестал в них верить…». Имея явные гуманитарные способности и таланты, Михаил одновременно увлекся авиамоделизмом и в восемь лет построил первую...
02.11.2024 10:50 Новости
Память о подростках, работавших в годы ВОВ, увековечили в Перми
В Перми в сквере им. М.И. Субботина около предприятий НПК «Пермские моторы» (входят в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) состоялось открытие памятника «Молодому рабочему», памяти подросткам, работавшим в годы Великой Отечественной войны на оборонных заводах Молотова (сейчас – Пермь). В мероприятии принял участие губернатор Прикамья Дмитрий Махонин. Он поблагодарил пермских моторостроителей и организацию «Ветераны пермских моторов» за инициативу и поддержку в создании скульптуры. «Памятник "Молодому рабочему" – это не только символ самоотверженного труда, но и символ победы в Великой Отечественной войне, которая доставалась как на фронте, так и ковалась в тылу детьми и подростками, которые вставали у станков. Наш долг помнить об этом подвиге, бережно хранить и передавать память о нем молодежи», – заключил глава региона. В основе художественного...
01.11.2024 12:34 Новости
Мурал с изображением инженера Федора Пироцкого появился в Курске
В Курске на фасаде многоквартирного дома появился граффити-портрет с изображением русского инженера-артиллериста Федора Аполлоновича Пироцкого, который создал первый в России электротрамвай. В феврале 2025 года исполнится 180 лет со дня рождения Федора Пироцкого и 145 лет с момента изобретения им в Санкт-Петербурге транспорта на электротяге. Новый культурный объект расположен на улице Литовская. Локация выбрана неспроста – курская трамвайная система входит в четверку старейших в России. Масштабный портрет создан в рамках совместного социокультурного проекта АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) и Российского военно-исторического общества (РВИО). Планируется, что сразу в нескольких городах страны фасады многоквартирных домов будут расписаны в честь знаковых отечественных инженеров и их изобретений. Портрет Федора Пироцкого стал третьей работой...
29.10.2024 17:34 Аналитика
К 120-летию А.А. Морозова - выдающегося конструктора советских танков
Александр Александрович Морозов родился 16 (29) октября 1904 года в селе Бежица, что ныне находится в черте Брянска. Слесарем здесь многие годы работал отец конструктора. Незадолго до Первой мировой войны семья перебралась в Харьков, где Морозов-старший устроился слесарем на Харьковский паровозостроительный завод. Его сын Александр с детства имел склонность к созданию всевозможных механизмов. До революции он учился сначала в частной начальной школе, затем в реальном училище. Революция нарушила привычный ход вещей. Только в декабре 1919 года в городе прочно утвердилось советская власть. К этому времени 15-летний Александр Морозов трудился переписчиком технической документации на паровозостроительном заводе и постепенно дорос до чертёжника-конструктора. Принимал участие в разработке механизмов для гусеничного трактора «Коммунар». Два года проходил службу в Красной армии мотористом...
25.10.2024 17:58 Новости
Историю русских меценатов - предпринимателей обсудили в Коломне
Сегодня в Коломне впервые состоялся научно-просветительский лекторий Российского военно-исторического общества «История.РФ». Мероприятие было посвящено теме меценатства и просветительской деятельности русских промышленников прошлого и настоящего. В пленарном заседании лектория приняли участие: Заместитель начальника Управления Президента РФ по государственной политике в гуманитарной сфере, заместитель Председателя РВИО Николай Овсиенко; Заместитель министра транспорта РФ Константин Пашков, Министр культуры и туризма Московской области Василий Кузнецов; Глава городского округа Коломна Александр Гречищев; Губернатор Брянской области Александр Богомаз. Помощник Президента Российской Федерации, Председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский по видеосвязи обратился к гостям и слушателям лектория...
14.08.2024 13:09 Новости
66 лет назад учреждено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР»
Указ «Об установлении почетных званий Заслуженный летчик-испытатель СССР и Заслуженный штурман-испытатель СССР» был издан 14 августа 1958 года. Оно присваивалось летчикам 1 класса авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за многолетнюю творческую работу в области летных испытаний и исследований новой авиационной техники, существенно способствующую прогрессу советской авиации. Звание присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Министра авиационной промышленности СССР или Министра обороны СССР. Лицам, удостоенным звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР» вручалась грамота Президиума Верховного Совета СССР и нагрудный знак установленного образца, носимый на правой стороне груди. В 1957 году группа из 17 летчиков-испытателей была удостоена звания Героев Советского Союза. На приеме в Кремле при вручении Золотых Звезд в...
27.07.2024 10:20 Новости
Первый полет реактивного бомбардировщика Ту-12 в 1947 году
Первый полет новейшей боевой машины Ту-12 состоялся 27 июля 1947 года и продолжался 18 минут. После окончания Второй мировой войны в мире начался переход боевой авиации на реактивную тягу. ОКБ Туполева вело разработку бомбардировщиков с реактивными двигателями. Главным перспективного конструктором проекта был Туполев Андрей Николаевич. Испытания продолжались до 10 сентября 1947 года года и шли круглосуточно под руководством главного конструктора. Днем проводились полеты, ночью - доработки конструкции. Самолет принял участие в параде в Тушино 3 августа. В результате испытаний заявленные летные характеристики подтвердились. Самолет получил положительные оценки летчиков и техников. Окончательный вариант бомбардировщика сильно отличался от эскизного проекта. Часть оборудования не была готова к началу испытаний и самолет испытывался на аналогичном старом оборудовании или...
26.07.2024 09:37 Новости
Об иркутских героях-тыловиках расскажут в девяти фильмах
В Иркутске продолжается реализация масштабного историко-патриотического проекта "Тыловики". В его рамках компания "Буркало Продакшн" снимает девять историй о тыловиках во время Великой Отечественной войны, о событиях и людях тех лет. Основой для фильмов стали фотографии и панно, размещенные на стеле Трудовой доблести Иркутска. Она была установлена в областном центре после присвоения Иркутску звания Города трудовой доблести. Проект поддержали губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, мэр Иркутска Руслан Болотов, крупные предприятия региона, которые выступили спонсорами создания фильмов. Он реализуется под научным руководством регионального отделения Российского военно-исторического общества в Иркутской области. Главную роли в фильмах исполняет российский актер Владимир Вдовиченков, а также жители Иркутска, студенты, рабочие. В короткометражках рассказываются ключевые истории и факты о...
02.07.2024 11:28 Новости
О том, как готовили летчиков в 1940-е годы рассказал Главархив Москвы
В июле 1947 году сотрудникам Осоавиахима поручили подготовить 1480 человек летного состава. Среди учащихся были парашютисты, летчики-курсанты и офицеры запаса. В конце 1930-х – начале 1940-х годов Москва была авиационной столицей СССР. В городе располагалось более половины всех авиастроительных заводов страны и почти все предприятия, где изготавливали моторы и другие комплектующие. Также в столице работали институты, специализирующиеся на самолетостроении: ЦАГИ, ЦИАМ и ВИАМ, а также высшие учебные заведения, где готовили летные экипажи: Московский авиационный институт и Военно-воздушная инженерная орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознамённая академия имени профессора Н. Е. Жуковского. В те годы среди молодежи были невероятно популярны кружки по самолетостроению, планеризму и секции по прыжкам с парашютом. В 1941–1945 годах работа Осоавиахима (Общество содействия обороне...
08.06.2024 09:09 Новости
115 лет назад в России был выпущен первый серийный автомобиль
Первый серийный автомобиль российского производства выехал из ворот Русско-Балтийского вагонного завода 8 июня 1909 года. Он получил название «Руссо-Балт». Это была прогрессивная для своего времени машина, которая имела 2 пассажирских места и оснащенная 4-х цилиндровым двигателем мощностью 24 лошадиных силы. Первые экземпляры авто окрашивались в нейтральный серый цвет, что было довольно практично, ведь автомоек в то время не было. Первый российский автомобиль был построен и продемонстрирован в 1896 году изобретателями Яковлевым и Фрезе. Впоследствии в России появился ряд частных автофирм. Одной из наиболее крупных являлся рижский Русско-Балтийский завод, основанный в 1874 году. «Руссо-Балты» собирались из узлов и деталей иностранного и местного производства. Разрабатывала и изготавливала их бельгийско-русская команда под началом молодого бельгийского конструктора Жюльена Поттера...
18.04.2024 09:32 Новости
100 лет назад началось автобусное движение в Москве
Первый автобус начал курсировать по Москве 18 апреля 1924 года. Этот первый автобусный маршрут связал Каланчевскую площадь с Белорусским вокзалом. Предшественниками московского автобуса были линейки - многоместные конные экипажи без всяких удобств. Летом это были открытые кареты на 10-14 мест, в которых особенно неудобно было передвигаться в дождь. Зимой - это были большие сани. Линейки стали курсировать по Москве в 1847 году по трем радиальным маршрутам. Начиная со второй половины 19 века русские предприниматели неоднократно обращались в Городскую Думу с предложением использовать на улицах Москвы автомобильные омнибусы, которые к тому времени появились уже во многих городах Европы. Но городская полиция отклонила этот проект, сославшись на узость московских улиц для таких широких экипажей. В конце 1898 года в Москве появились автомобили, число их стало быстро увеличиваться, но...
13.04.2024 14:06 Новости
13 апреля 1902 года в Петербурге был испытан первый троллейбус
Испытания первого в России троллейбуса, который еще называли «электрическим автомобилем», были проведены в городе Санкт-Петербург 13 апреля 1902 года. Весил троллейбус 820 килограммов. Разработкой занималась фирма «Фрезе и К°» - акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей, основанное русским изобретателем, одним из конструкторов первого российского автомобиля Петром Александровичем Фрезе. А электрическое оборудование для него изготавливалось по проекту барона Шуленбурга. В основу токосъемника была положена французская конструкция изобретателя Ломбар-Жерена - по проводам катилась «контактная тележка с троллей». Новинка прижилась не сразу - лишь три десятка лет спустя в Москве были введены троллейбусные маршруты. Первые отечественные троллейбусы марки ЛК-1 собирали небольшим количеством в Москве из привозимых комплектующих: электрооборудование ...
12.04.2024 08:58 Новости
Мэр Москвы поздравил с Днем космонавтики
Сергей Собянин поздравил москвичей с Днем космонавтики в своем телеграм-канале. «Полет Юрия Гагарина открыл человечеству путь к звездам. Выдающиеся ученые, конструкторы, инженеры, обеспечившие космическое первенство, навсегда вошли в отечественную историю и сердца людей как настоящие герои», — написал Мэр Москвы. Российская ракетно-космическая отрасль сегодня динамично развивается. В столице работают ведущие промышленные предприятия, научные центры и инженерные вузы, приумножающие традиции России как космической державы. Для тех, кто хочет познакомиться с космосом поближе, открыты тематические музеи, Московский планетарий и народная обсерватория. Мэр Москвы поблагодарил космонавтов, работников и ветеранов ракетно-космической отрасли за мужество, высокий профессионализм и добросовестный труд. «Желаю вам крепкого здоровья...
08.04.2024 09:36 Новости
В столице восстановили жилые дома, связанные с советской авиацией
В рамках городской программы капитального ремонта в Москве восстановили 13 жилых домов, связанных с авиацией. О том, как специалистам удалось сохранить красоту, созданную архитекторами, рассказали в комплексе городского хозяйства Москвы. Дом академика Туполева История дома 12 в Большом Власьевском переулке тесно связана с покорением неба. Здесь с 1981 по 2001-й жил Алексей Туполев, советский авиаконструктор, академик, Герой Социалистического Труда и доктор технических наук. Именно он возглавлял разработку первого сверхзвукового пассажирского реактивного самолета ТУ-144 и участвовал в проектировании советского многоразового транспортного космического корабля «Буран». Дом был построен в 1981 году по индивидуальному проекту. Он имеет сложную форму и оригинальный фасад...
29.03.2024 12:16 Новости
80 лет назад было принято постановление о восстановлении Ленинграда
Государственный комитет обороны Советского Союза 29 марта 1944 года принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». Объем валовой продукции промышленных предприятий города был установлен в размере 3,5 миллиарда рублей. В результате военных действии Ленинграду был нанесен огромный урон. За весь период войны немецко-фашистские захватчики сбросили на город более 5 тысяч фугасных и 100 тысяч зажигательных бомб, а также около 150 тысяч артиллерийских снарядов. В городе было разрушено и повреждено около 5 миллионов квадратных метров жилой площади, 500 школ, 170 лечебных учреждении и других, пострадал почти каждый дом. Противник разрушил и повредили сотни ценнейших исторических памятников русской и мировой культуры. Постановлением намечалось восстановить город как крупнейший индустриальный центр...
23.03.2024 09:06 Новости
105-летие отмечает Республика Башкортостан
Официальной датой образования Башкирской АССР считается 23 марта 1919 года. Тремя днями ранее в Москве было подписано «Соглашение центральной Советской власти с Башкирским Правительством о Советской Автономной Башкирии». Подписав данный документ, Советская Россия признала национально-территориальную автономию республики. В соответствии с соглашением была образована Автономная Башкирская Советская Республика. Согласно декрету от 14 июня 1922 года декретом ВЦИК «О расширении границ Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики» Уфимская губерния была присоединена к Башкирской Республике. «Малая Башкирия» была расширена до пределов «Большой Башкирии», которая объединила до 87% башкир. Официальной столицей республики становится город Уфа. Термин «Большая Башкирия» использовался до отмены кантонно-волостного деления в 1930 году. Проект Конституции Автономной Башкирской...
16.03.2024 09:01 Новости
16 марта 1870 года в России была запущена первая мартеновская печь
На нижегородском Сормовском заводе 16 марта 1870 года была запущена первая в России мартеновская печь, для переработки передельного чугуна и лома в сталь нужного химического состава и качества. Она прославила металл своей марки как лучший в стране. Ее название произошло от фамилии французского инженера Пьера Мартена, создавшего первую печь такого образца в 1864 году. Мартеновская печь была поставлена на заводе, выросшем из «Фабрики буксирного и завозного судоходства», его единоличным владельцем, сыном греческого купца, принявшего российское подданство, Дмитрием Егоровичем Бенардаки. Бенардаки на свой страх и риск оказался не только спонсором, но и прекрасным топ-менеджером собственного проекта. Свою небольшую фабрику он превратил в легенду русской металлургической промышленности. Кстати, Бенардаки был не только промышленником: он единственный среди своих современников в...
13.03.2024 09:51 Новости
Российская история династии Нобелей
Потратив свою жизнь на изобретения, в числе которых был динамит, ставший впоследствии одним из самых страшных орудий массового убийства людей. Заработав огромные деньги, Альфред Нобель или “отец динамита”, после смерти в своём завещании отдал всё им нажитое, в фонд, из которого ежегодно будут выдаваться премии за крупнейшие открытия в физике, химии, медицине и литературе, а также людям, борющимся за мир. Отец и основатель династии Выходец из бедной семьи Эммануил Нобель стал основателем богатейшей династии. Впоследствии, она стала знаменитой на весь мир не только своими капиталами, но и вошла в мировую историю, как учредитель Нобелевской премии. Небогатые родители Эммануила не могли дать ему хорошего образования, только частные уроки учителей это всё, что удалось получить ему в детстве. Чтобы не быть обузой в семье и продолжить образование, он в возрасте 14 лет стал матросом, а в...
27.02.2024 12:46 Новости
Первый полет Ан-22 «Антей»
Первый полет Ан-22 «Антей» выполнил 27 февраля 1965 года, советский тяжелый турбовинтовой транспортный самолет, самый большой в мире турбовинтовой самолет. Предназначен для перевозки на большие расстояния тяжелой и крупногабаритной боевой техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способами воздушных десантов. Работы по самолету Ан-22 начались в 1960 году, возглавил их заместитель главного конструктора Белолипецкий. Грузовая кабина проектировалась с учетом всей имеющейся в стране военной и гражданской техники массой до 50 т. Чтобы снизить кренящий момент при отклонении руля, было применено двухкилевое оперение. Для возможности эксплуатации с грунтовых аэродромов применено многоколесное шасси с пневматиками низкого давления. В августе 1961 года состоялось заседание макетной комиссии по «изделию 100». В 1963 году началось...
20.01.2024 13:40 Новости
20 января 1953 года был совершен первый полет на бомбардировщике М-4
Первый советский реактивный серийный дозвуковой стратегический бомбардировщик М-4 разработки ОКБ Мясищева совершил свой первый полет 20 января 1953 года. На базе проекта М-4 было создано несколько опытных и серийных модификаций. Последовательным развитием проекта М-4, в направлении повышения летно-тактических характеристик явились два серийных базовых варианта: «3М» и «3МД». Проектирование самолета велось на конкурсной основе и в единые сроки с турбовинтовым самолетом Ту-95 - в противовес создаваемым, так же на конкурсной основе, американским аналогам фирмы Боинг - B-52 и фирмы Конвэйр - YB-60. В отличие от американского конкурса, завершившегося принятием на вооружение только машины фирмы Боинг, в серийное производство и на вооружение дальней авиации СССР были приняты обе конкурирующие машины, которые в течение всего периода доводки и модернизации оставаясь конкурентами - буквально...
12.01.2024 12:11 Новости
12 января 1907 года родился ученый, конструктор Сергей Королёв
30 декабря 1906 года (12 января 1907 года) в Житомире в семье преподавателя русской словесности родился советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда Сергей Павлович Королёв. В истории освоения космического пространства с именем Королёва связана эпоха первых значимых достижений. Научные и технические идеи Королёва получили широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством были созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космическое пространство. Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королёв, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полёты автоматических межпланетных...
12.01.2024 10:04 Новости
82 года назад погиб в авиакатастрофе конструктор Владимир Петляков
Авиаконструктор, создатель бомбардировщика ПЕ-2 Петляков Владимир Михайлович погиб 12 января 1942 года в авиационной катастрофе, при перелете из Казани в Москву. Владимир Петляков родился 27 июня 1891 года в селе Самбек, Ростовская область. Мальчик вырос в семье Михаила Ивановича и Марии Евсеевны. После окончания технического училища в Таганроге продолжил образование в Москве в Императорском техническом училище, потом Московском высшем техническом училище. Одновременно с учебой работал лаборантом в аэродинамической лаборатории, затем в составе конструкторской группы Андрея Туполева принимал участие в разработках глиссеров, аэросаней и самолетов. С 1925 года в течении двенадцати лет работал в Центральном Аэрогидродинамическом институте, где занимался проектированием крыльев, проводил расчеты, возглавлял группу и замещал...
29.12.2023 11:36 Новости
29 декабря 1911 года в Москве был запущен трамвай «Аннушка»
Трамвай «А», который жители Москвы любовно называли «Аннушкой», был запущен по маршруту 29 декабря 1911 года. Он курсировал по Бульварному кольцу и Москворецкой набережной. После него был пущен трамвай «Б» - «Букашка», ездивший на всем протяжении Садового кольца. Первые же трамваи появились в Москве в 1899 году. Первый маршрут «электрической городской железной дороги» проходил от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке. Вскоре в городе появились знаменитые «буквенные» маршруты. К 1915 году в городе насчитывалось уже 34 трамвайных маршрута, протяженность линий возросла до 311 километров. Была еще и «Верочка» - маршрут «В», которая связывала по кольцу Таганку с районом Автозаводской. В Сокольниках ходил маршрут «СК» - Сокольническое кольцо. Надо сказать, что в ту пору трамвай был единственным видом общественного городского транспорта. Трамвайные пути пролегли по всем...
28.12.2023 10:14 Новости
Производство бронетехники в 1943 году для бронетанковых войск РККА
Одной из важнейших задач созданного в сентябре 1941 г. Наркомата танковой промышленности (НКТП) стало оснащение Красной армии бронетехникой для восполнения потерь и формирования новых танковых частей. Большие потери боевой техники во второй половине 1941 г. и снижение производства танков в связи с эвакуацией промышленности на Восток вынудили советское командование формировать отдельные танковые бригады, полки и батальоны для непосредственной поддержки пехоты. Лишь с марта 1942 г. появилась возможность формировать танковые корпуса. С мая 1942 г. создавались танковые армии, включавшие танковые, механизированные и стрелковые соединения. Затем с сентября 1942 г. началось формирование механизированных корпусов. 16 октября 1942 г. нарком обороны СССР приказал использовать танковые бригады и полки для непосредственной поддержки пехоты, а танковые и механизированные корпуса для развития...
05.12.2023 10:00 Новости
Уникальные поезда помогают хранить историю московского метро
В московском метро пассажиров перевозят не только привычные современные составы, но и необычные поезда, отражающие разные вехи истории столичного метрополитена. О самых интересных из них в своем блоге рассказал Сергей Собянин. В столице с 2010 года активно ведется работа по обновлению подвижного состава городского транспорта. Московский метрополитен получил за это время более четырех тысяч новых вагонов, и сегодня в его парке поезда современных серий составляют 73 процента от общего числа. Так, на Кольцевой и Большой кольцевой линиях пассажиров перевозят только новые составы российского производства «Москва-2020». Город планирует в 2024–2025 годах закупить для метрополитена еще более 500 вагонов. Современные поезда отличаются тихим ходом, они просторны и комфортны, в них есть USB-зарядки...
04.12.2023 16:19 Новости
75 лет назад в СССР зарегистрирован патент на первую ЭВМ
Государственный комитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство 4 декабря 1948 года зарегистрировал за номером 10475 изобретение Исааком Бруком и Баширом Рамеевым цифровой электронной вычислительной машины. Разработке цифровых машин предшествовали работы Брука над аналоговыми устройствами - механическими интеграторами-анализаторами. В 1947 году уже было известно о создании в США ЭВМ ЭНИАК, и идея создания цифровых ЭВМ «витала в воздухе». В мае 1948 года к работе Брука присоединился Башир Рамеев, попавший к нему по рекомендации академика Берга. Спустя три месяца Бруком и Рамеевым был создан документ - проект автоматической цифровой вычислительной машины. Патентным бюро госкомитета Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство 4 декабря 1948 года устройство было зарегистрировано. В начале 1949 года работа Рамеева была...
30.11.2023 16:40 Мероприятия
В Москве открылась выставка о послевоенном восстановлении Сталинграда
30 ноября 2023 года в художественной галерее «ВХУТЕМАС» при Московском архитектурном институте состоялась церемония открытия историко-документальной выставки «“Где каждый камень — памятник героям…” Сталинград. 1924–1967». В экспозиции представлены ранее неизвестные широкой общественности документы, касающиеся послевоенного восстановления города: от выработки градостроительной концепции города и отдельных его частей до проектов и эскизов Дворца Советов и других объектов. Участие в этой работе приняли лучшие творческие силы Советского Союза: Алексей Викторович Щусев, Борис Михайлович Иофан, Каро Семёнович Алабян, Евгений Викторович Вучетич и другие. Внимание зрителей привлекут полнотекстовые электронные копии архивных документов и экспонаты о создании мемориального ансамбля героям Сталинградской битвы и его центрального элемента — скульптуры «Родина-мать зовёт!». Участие в церемонии...
20.11.2023 16:30 Новости
Как в годы войны танки «Димитрий Донской» дошли до Берлина?
Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941 года, стала тяжелейшим испытанием для советского народа. Вслушиваясь в звучащее по радио сообщение о вероломном нападении Германии на СССР, никто не мог предположить, что война будет долгой и кровавой, потребует неимоверных усилий и громадных жертв. Вместе со всем народом встала на защиту Отечества и Русская православная церковь. Гитлер надеялся, что православная церковь, подвергавшаяся в предвоенные годы жестоким репрессиям, если и не поддержит оккупационный режим, то займет нейтральную позицию. Но уже в первый день войны патриарший местоблюститель митрополит Сергий обратился к верующим с посланием, в котором позиция церкви была определена четко и недвусмысленно: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь...
20.11.2023 15:19 Новости
Памятник конструктору Юрию Калачникову открыт в Перми
В Перми состоялось открытие памятника выдающемуся советскому и российскому конструктору артиллерийских систем, главному конструктору машиностроительного завода им. В.И. Ленина (ныне ПАО «Мотовилихинские заводы») Юрию Николаевичу Калачникову. Он установлен в Мотовилихинском районе, в сквере , который получил имя Юрия Калачникова. Участие в мероприятии приняли губернатор Прикамья Дмитрий Махонин, управляющий директор ПАО «Мотовилихинские заводы» Сергей Дядькин, глава города Эдуард Соснин, а также ветераны завода, представители общественности. Памятник установлен по поручению главы региона. В рамках событий и мероприятий к 300-летию Перми особое внимание уделяется патриотической составляющей. В частности, сохранению памяти о тружениках предприятий оборонно-промышленного комплекса, благодаря которым городу Перми присвоено почетное звание «Город трудовой доблести». «Благодаря...