21.09.2024 18:03
Персоны.
Просмотров всего: 4991; сегодня: 1.

Она была простой крестьянкой на сцене и ценителем искусства в жизни

Она была простой крестьянкой на сцене и ценителем искусства в жизни

За годы Великой Отечественной войны исполнительница народных песен Лидия Русланова дала больше 1100 концертов, а 2 мая 1945-го пела на ступенях поверженного Рейхстага. Она была простой крестьянкой на сцене и искушенным ценителем искусства в жизни. А ее голос и строптивый характер не сломили ни трудовые лагеря, ни Владимирский централ.

Детские годы

Прасковья Лейкина-Горшенина, в будущем — певица Лидия Русланова, родилась в селе Чернавка Саратовской губернии. С началом Русско-японской войны отца забрали на фронт, мать устроилась работать на завод, но тяжело заболела и умерла. Вскоре прислали похоронку на отца. Прасковья была старшей в семье, ей пришлось помогать бабушке заботиться о младших — сестре Юлии и брате Авдее. В то время ей только исполнилось шесть лет. Вместе с бабушкой они ходили по улицам Саратова, пели и просили милостыню.

Вскоре на Прасковью Лейкину обратила внимание богатая вдова. Она помогла устроить Юлию и Авдея в приюты, а юную певицу — в интернат при Киновийской церкви с собственным хором. Детей крестьянского сословия туда не брали, поэтому девочке пришлось сменить имя на более благозвучное — так она стала Лидией Руслановой.

Дирижер хора поставил Русланову солисткой, вскоре она невольно обрела сценический псевдоним — Сирота. Так ее называли прихожане храма.

Иосиф Прут, драматург: "А голос звучал все сильнее, и было в нем что-то мистическое, нечто такое непонятное… И я испугался, соприкоснувшись с этим волшебством, задрожал, услышав шепот стоявшей рядом монашки: «Ангел! Ангел небесный!..» Голос стал затихать, исчезая, он растворился под куполом храма, растаял так же неожиданно, как и возник. И я, робея, смотрел в потолок, надеясь увидеть, как — через крышу — в свои небесные покои улетит этот маленький ангел, именуемый в городе Сиротой".

Песни Лидии Руслановой

После приюта Русланова работала на мебельной фабрике, иногда пела в перерывах или после смены. Коллеги посоветовали ей поступить в Саратовскую консерваторию. На прослушиваниях присутствовал известный в то время баритон — преподаватель Михаил Медведев. Он устроил Русланову в консерваторский класс, однако учебу она вскоре бросила: «Поняла, что академической певицей мне не быть. Моя вся сила была в непосредственности, в естественном чувстве, в единстве с тем миром, где родилась песня».

Во время Первой мировой войны

Русланова отправилась на фронт сестрой милосердия, а в годы Гражданской войны дала больше сотни концертов. «Я была уже опытной певицей, ничего не боялась — ни сцены, ни публики», — говорила Русланова. Она пела в простой крестьянской одежде — многослойной юбке с вышитым подолом, народной рубахе, в платке и лаптях. Исполняла песни, которые слышала в детстве — народные «Я на горку шла», «Светит месяц», «Златые горы», а также обрядовые посевные, свадебные, хороводные, городские романсы. Концерт она обычно заканчивала традиционными саратовскими душевными припевками — «страданиями».

Федор Шаляпин, из письма к конферансье Александру Менделевичу: "Вчера вечером слушал радио. Поймал Москву. Пела русская баба. Пела по-нашему, по-волжскому. И голос сам деревенский. Песня окончилась, я только тогда заметил, что реву белугой. И вдруг рванула озорная саратовская гармошка и понеслись саратовские припевки. Все детство передо мной встало. Объявили, что исполняла Лидия Русланова. Кто она? Крестьянка, наверное. Талантливая. Уж очень правдиво пела. Если знаешь ее, передай от меня большое русское спасибо".

Русланова знала, что поет не академически, не по правилам: «Да говорят мне, что неправильно пою, не на диафрагме… Я выхожу на сцену и ощущаю себя птицей. Мне хочется петь, и я пою». Поклонники так и называли ее — «саратовской птицей».

Личная жизнь Руслановой

Лидия Русланова выходила замуж четыре раза. Впервые — в 17 лет за мелкого военного чиновника Виталия Степанова. Брак продлился недолго — чуть больше года.

В 19 лет певица стала женой Наума Наумина — инспектора Наркомата связи СССР. В 1921 году они перебрались в Москву. Здесь исполнительница занялась самообразованием: много читала, посещала музеи и театры. В Москве она начала собирать свою собственную библиотеку. «Торговля книгами велась в те годы не совсем обычно, — вспоминала Русланова. — Букинисты, студенты, архитекторы, врачи — люди самых различных профессий выносили на Моховую улицу в Москве книги. Здесь можно было встретить библиографические редкости и лубочные издания, классиков русской и мировой литературы, альбомы с видами и фотографии всех 499 членов Государственной думы в роскошной папке, с биографиями. Случайно мне тогда удалось приобрести журнал «Современник», издававшийся Пушкиным, с автографом поэта, а также прижизненное издание «Путешествия из Петербурга в Москву» Александра Радищева».

В 1929 году брак с Науминым распался, и в жизни Лидии Руслановой появился новый мужчина — известный конферансье Михаил Гаркави. С ним певица гастролировала по всей стране. Гаркави разделял ее страсть к коллекционированию — в собрании Руслановой появились картины русских художников, предметы старины. Певица была знакома с владельцами крупных антикварных лавок и узнавала об интересных артефактах первой. Муж познакомил ее с советским бомондом — художниками, писателями, поэтами. Русланова и Гаркави прожили вместе 13 лет.

В 1942 году певица выступала в стане 2-го гвардейского кавалерийского корпуса. Здесь она познакомилась с командиром подразделения — генерал-майором Владимиром Крюковым. Крюков овдовел еще до войны — Русланова стала его женой. Его пятилетнюю дочь она воспитывала как свою.

«Эстетика народной шутки»: «Валенки»

За годы Великой Отечественной войны Лидия Русланова провела больше тысячи концертов. Она не просто исполняла песни, но проживала их, считая каждую маленьким спектаклем. Ей удавалось возрождать и старые песни, которые потеряли свою популярность. Одной из самой известных песен стала цыганская плясовая «Валенки». Русланова исполнила ее не первой — ранее произведение было в репертуаре петербургской певицы Нины Дулькевич, цыганской исполнительницы Насти Поляковой, эстрадной звезды Изабеллы Юрьевой. У Руслановой песня зазвучала совсем иначе — отличалась и мелодия, и порядок куплетов. Писатель Виктор Ардов отмечал, что у руслановских «Валенок» «своя эстетика народной шутки».

Лидия Русланова: "Я ехала на фронт и говорю гармонисту: «На первом же концерте попробуем одну песню». Я прошлый раз, уезжая с фронта, унесла впечатление, что передо мной сидела тысячная толпа, сидели прямо на земле, вытянув ноги, а на ногах валенки были. <…> Вот когда я увидела эту тысячную толпу, вытянутые ноги, все в валенках, я взяла ее за рефрен, хотя и раньше была песня «Валенки», но другая. Я взяла готовую мелодию, которая у меня была где-то в голове, и приделала к ней этот рефрен — «Валенки»".

Певица пела эту песню на каждом концерте, а 2 мая 1945 года исполнила «Валенки» на ступенях Рейхстага, после чего расписалась на стене немецкого парламента.

Послевоенные годы. Озерлаг и Владимирский централ

24 августа 1945 года Лидии Руслановой вручили орден Отечественной войны I степени «за успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленное мужество».

После войны певица была одной из самых популярных в стране. Ее пластинки выходили миллионными тиражами. Концерты приносили хороший доход — Русланова пополняла свои коллекции картин, покупала золотые украшения, драгоценные камни, антикварную мебель и редкие книги, а в гараже генерала Крюкова появились дорогие автомобили. В доме, который современники сравнивали с музеем, часто проводили праздничные вечера. Дочь генерала Крюкова, Маргарита, вспоминала: «Мама была прекрасной рассказчицей, придумывала смешные шарады, подарки, розыгрыши. Да и пироги у нас были самые вкусные — мама сама пекла».

В 1947 году все изменилось. Сначала Русланову лишили ордена Отечественной войны, а через год арестовали ее мужа Владимира Крюкова по «трофейному делу»: приписали ему мародерство в Германии. Конфисковали все имущество и лишили званий. Крюкова осудили на 25 лет, Русланову за «антисоветскую пропаганду» — на 10. Ее песни запретили — их нельзя было исполнять на открытых концертах, использовать в трансляциях и радиопередачах.

В 1949 году певицу отправили в Озерлаг — исправительно-трудовой лагерь между Тайшетом и Братском в Иркутской области. Заключенные строили участок БАМа между этими городами, заготавливали лес для шпал и деревянных домов. Русланова вместе с другими заключенными строила клуб в лагере, а после в нем же выступала.

Татьяна Барышникова, пианистка, бывшая заключенная Озерлага: "То, что я увидела в лагере, меня сделало самой искренней и самой горячей ее [Руслановой] поклонницей. Это была актриса с большой буквы. Это был мастер в самом значении этого слова. Удивительной красоты и тембра голос, поразительная способность к перевоплощению".

Артистам-заключенным не полагались овации, но Руслановой всегда аплодировали. После рабочего дня Русланова находила силы делать из нехитрых продуктов вкусные блюда, кормить обессиленных сокамерниц.

В Озерлаге артистка пробыла недолго — три месяца. Надзиратель донес на нее, будто она распространяла «антисоветские, клеветнические измышления», собирала вокруг себя команду единомышленников. В марте 1950 года ее этапировали во Владимирский централ — тюрьму для особо опасных государственных преступников. Из-за строптивого характера и «острого языка» Русланову несколько раз отправляли в ледяной карцер, откуда она выходила с пневмонией и в лихорадочном бреду.

Освободили и реабилитировали певицу и ее мужа после смерти Сталина — в августе 1953 года.

Первый концерт на свободе

Первое время супруги жили у писателя Виктора Ардова. Со временем им вернули часть имущества и главную коллекцию — собрание картин русских художников, которое хранили все это время в Третьяковской галерее. Несколько полотен Русланова подарила Третьяковке — «Ратник XVII века» Ильи Репина, «Портрет неизвестной в белом платье» Федора Рокотова, «За завтраком» Зинаиды Серебряковой и другие.

6 сентября 1953 года в Концертном зале имени П.И. Чайковского при аншлаге прошел ее первый концерт после освобождения. «Вступил оркестр. Когда же наступило мгновение начать и певице, она сделать этого не смогла. Слишком велико было волнение», — писал историк, журналист Сергей Михеенков в своей книге «Лидия Русланова. Душа-певица». Зрители аплодировали стоя в течение 20 минут, прежде чем Русланова смогла собраться и запеть.

Вскоре Русланова стала солисткой Всероссийского гастрольно-концертного объединения и выступала по всей стране. Она помогла устроиться на свободе и своим бывшим сокамерницам, подготовила к экзаменам в Гнесинку своего баяниста из Озерлага Юзика Сушко.

В начале 1970-х годов Русланова снялась в кино — сыграла саму себя в фильме «Я, Шаповалов Т.П.», а в августе 1973 года прошел ее последний концерт. Через месяц певицы не стало. Похоронили Лидию Русланову на Новодевичьем кладбище в Москве.

Интересные факты из жизни Лидии Руслановой

1. У Лидии Руслановой был редкий низкий голос — контральто, но она могла петь и высокие ноты, подвластные обладательницам сопрано.

2. Певица выходила на сцену не только в крестьянской одежде — несколько раз она примеряла образ боярыни. Но поняла, что в таком наряде зрители принимают ее хуже, и больше не стала экспериментировать.

3. До ареста Русланова была одной из богатейших артисток в СССР. Помимо недвижимости, автомобилей, картин и антиквариата, у певицы конфисковали шкатулку с самоцветами и бриллиантами на общую сумму почти два миллиона рублей. Для сравнения — средняя зарплата рабочего на заводе в то время составляла 500 рублей.

4. Концерт на ступенях Рейхстага стал единственным зарубежным в карьере певицы.

5. «Я так решила — как почувствую, что голос не звучит, на сказы перейду. Буду донские сказы сказывать, былины русские», — говорила Русланова. Однако голос не подвел, и певица пела и в последние дни жизни.

Фото из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11016 публикаций
Сайт: www.culture.ru/persons/9631/lidiya-ruslanova
Поделиться:

Интересно:

В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
08.05.2025 23:05 Новости
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне на фасаде здания Мэрии Москвы пройдет масштабная видеомэппинг-инсталляция. Проект расскажет трогательную историю девочки, чей отец ушел на фронт, а мать трудилась в тылу, приближая Победу. Современные технологии видеопроекции перенесут зрителей в прошлое, оживив на стенах Мэрии кадры военных лет, анимацию и архивные материалы. Правительство Москвы и Управление делами Мэра выступили инициаторами этого проекта, чтобы в современном мультимедийном формате отдать дань событиям военных лет. Через видеомэппинг стояла задача донести до молодежи и гостей столицы историю Великой Отечественной войны — историю, которая находит отклик в каждой семье нашей страны. Благодаря слаженной работе Управления делами Мэра, компании "Открытие" и предоставленным Главным архивным управлением материалам и документам, получился эмоциональный...
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
05.05.2025 14:49 Персоны
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
Особой страницей в летописи Великой Отечественной войны остается подвиг народного ополчения.Добровольцы, не имевшие военного опыта за спиной, встали на защиту городов и деревень. Большинство дивизий народного ополчения оказалось на передовой в момент наступления немецких войск в операции «Тайфун», став последней линией обороны на пути к Москве. Среди 12 июльских дивизий народного ополчения отдельное место занимает 8 дивизия народного ополчения Краснопресненского района гоода Москвы. Она была сформирована в начале июля 1941 году из добровольцев – рабочих, студентов и преподавателей университетов, писателей и музыкантов. Дивизия участвовала в обороне столицы, в частности, в битве под Смоленском и Вязьмой. В октябре того же года она практически перестала существовать: было потеряно более половины состава, уцелевшие бойцы пополнили партизанские отряды.  Это трагическое время...
Народы Древней Руси
05.05.2025 11:12 Аналитика
Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе. Численность древнерусского населения Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек. Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена Согласно...