12.01.2024 09:27
Персоны.
Просмотров всего: 6864; сегодня: 2.

О режиссере, который снял первый звуковой фильм, рассказали в РГАЛИ

О режиссере, который снял первый звуковой фильм, рассказали в РГАЛИ

Дзига Вертов (1896–1954) стал одним из тех режиссеров, которые стояли у истоков зарождения документального кино, он снял первый звуковой фильм в СССР, применил эффект замедленного движения и придумал приемы, которые до сих пор используют в кинематографе.

Давид (Денис – после 1907 г.) Абелевич Кауфман, таково было его имя при рождении, появился на свет в семье книготорговца. Вслед за ним в семье родились еще два мальчика, также ставшие также кинематографистами: Михаил (Моисей) – советский кинооператор и режиссер художественного и документального кино и Борис (Борух) – французский и американский кинооператор, кинорежиссер и продюсер. Все дети довольно рано заинтересовались модной тогда фотографией и сумели сами сконструировать камеру-обскура, а заодно фотографировали сверстников подаренным им фотоаппаратом.

Профессиональное становление Дениса началось не с художественного обучения: после окончания реального училища он поступил в Психоневрологический институт в Петрограде, а в 1917 г. продолжил учебу на юридическом факультете Московского университета, одновременно работая в отделе хроники Московского кинокомитета при Наркомате просвещения. Денис, твердо решивший связать свою жизнь с кино, взял себе псевдоним Дзига Вертов – от польского dziga («волчок») и русского слова «вертеться».

С 1 июня 1918 г. в Советской России стал выходить киножурнал «Кинонеделя», киновыпуски расходились с агитпоездами по всей стране. Подготовкой киножурналов увлеченно занимался Дзига Вертов. А летом 1918 г. он смонтировал свой первый фильм-хронику «Годовщина революции».

Последующая история этого фильма уникальна, поскольку несмотря на его популярность и создание для проката 40 копий (!), хотя обычно делалось 3–5 копий, в годы Гражданской войны фильм был утрачен. Литературно-инструкторский поезд ВЦИК возил и показывал ленту по всей стране, и к началу 1920-х гг. позитивные копии «Годовщины революции» пришли в негодность, а негатив, по практике тех лет, был использован для других кинохроникальных фильмов.

Киновед С.М. Ишевская в 2017 г. в фонде В.В. Маяковского в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ. Ф. 336. Оп. 1. Ед.хр. 82) нашла афишу, в которой были приведены титры фильма, что дало точное представление о количестве и последовательности кинофрагментов. Искусствоведу Н.И. Изволову удалось обнаружить в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД) все фрагменты кинокартины, оцифровать их и осуществить повторный монтаж. Таким образом, был воссоздан легендарный фильм Дз. Вертова.

Возвращаясь к 1918 г., надо сказать, что карьера молодого режиссера шла настолько успешно, что осенью он возглавил Киносекцию Отдела агитационно-инструкторских пароходов и поездов ВЦИК. Вскоре он был командирован на фронт для руководства съемкой военных действий в ходе Гражданской войны, ездил с агитпоездами в качестве инструктора-организатора. Кадры, снятые во время поездок, вошли в выпуски хроники, а затем в созданные им документальные фильмы «История Гражданской войны» и «Агитпоезд ВЦИК». По инициативе Дз. Вертова начался выпуск тематических киножурналов «Киноправда». За 1922–1925 гг. вышло 23 номера журнала.

В 1925 г. Вертов приступил к созданию фильмов «Шагай, Совет! (Моссовет в настоящем, прошлом и будущем)», а через несколько лет – «Шестая часть мира». Оба фильма на самом деле выросли из рекламы Госторга. Однако киноленты настолько проникновенно рассказывали о Советском Союзе и его людях, что в итоге вышли за рамки рекламной «фильмы».

Параллельно с режиссерской работой Дз. Вертов выступил как теоретик нового направления в документальном кино, публикуя в печати статьи-манифесты, обосновывавшие методы и практические искания группы «Кино-оков» – творческого объединения советских кинодокументалистов.

В 1927 г. Дз. Вертов переезжает в Киев и на втором по мощности в СССР после «Совкино» государственном кинообъединении, на студии Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) создает документальный фильм «Одиннадцатый» (1928), посвященный одиннадцатой годовщине Советской власти.

В 1929 г. вышел его знаменитый «Человек с киноаппаратом». Эта лента стала одной из самых известных работ режиссера и одновременно воплощением главных идей и принципов документального кино группы «Кино-оков» и самого Дз. Вертова. По его словам, фильм сделал попытку «оформить факты стопроцентным киноязыком», минуя приемы литературы и театра.

В 1930 г. Дз. Вертов снял первый в СССР документальный звуковой фильм «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»). Пафос преобразований индустриализации как главного «инструмента» формирования нового человека эпохи коммунизма настолько захватил режиссера, что в следующем году он приступает к работе над фильмом «Три песни о Ленине». В него вошли кадры из его более ранних фильмов – «Ленинская киноправда», «В сердце крестьянина Ленин жив». В 1937 г. он создал фильм «Колыбельная», посвященный судьбе женщины в Советском Союзе и ее противопоставлению участи женщины за рубежом. Однако прямолинейность замысла и явно пропагандистское воплощение (как и «несуразность» первых вариантов сценария) привели к тому, что уже через пять дней после выхода в прокат картина была снята.

Последним предвоенным фильмом Дз. Вертова стала лента «Три героини» – о летчицах М.М. Расковой, П.Д. Осипенко, В.С. Гризодубовой.

Во время Великой Отечественной войны он работал в Алма-Ате на знаменитой Центральной Объединенной киностудии (ЦОКС), где создал фильмы «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Клятва молодых» (1944) и «В горах Ала-Тау» (1944), посвященные жизни и борьбе советского тыла.

После возвращения в Москву Дз. Вертов вернулся на Центральную студию документальных фильмов (ЦСДФ), но ситуация существенно изменилась, и те принципы кинодокументалистики, которым режиссер остался верен, уже не воспринимались ни зрителем, ни весьма чутким к новым веяниям руководством киноотрасли. Подавляющее большинство его проектов отклонялось, он был отстранен от кинопроизводства – с обвинением в «отрыве от народа». Исповедуемые ранее режиссером пропагандистские приемы, актуальные на заре кинодокументалистики периода Гражданской войны, через четверть века воспринимались уже как механистические и примитивные. В последние годы жизни единственным проектом Дз. Вертова стал выпуск киножурнала «Новости дня». Всего до его ранней кончины появилось 55 выпусков.

Прошли годы, и творчество Дз. Вертова вновь стало интересно. Его работы изучают киноведы, манифестам «Кино-оков» посвящены многочисленные статьи, вышедшие в России и за рубежом, монографии Н.П. Абрамова и Л.М. Рошаля, сборник воспоминаний. В 1966 г. появился сборник произведений Дз. Вертова, куда вошли его статьи, сценарии, отрывки из дневников.

РГАЛИ является одним из главных хранителей материалов Дз. Вертова. Они сконцентрированы в его фонде (Ф. 2091), состоящем из двух описей, 764 единиц хранения.

Материалы первой описи были переданы в архив в 1958 г. вдовой Вертова – Елизаветой Игнатьевной Свиловой, которая и сама была выдающимся режиссером и монтажером документального кино, работала как вместе с мужем, так и над отдельными проектами. Ее фильм «Зверства фашистов» (1946) стал вещественным доказательством на Нюрнбергском процессе. Документы, составившие вторую опись, были переданы в РГАЛИ после смерти Е.И. Свиловой ее сестрой.

В фонде широко и полно представлены творческие и биографические материалы. Кроме того, документальные материалы Дз.Вертова имеются в других личных фондах РГАЛИ: В.Б. Шкловского (Ф. 562), С.М. Эйзенштейна (Ф. 1923), О.М. Брика (Ф. 2852), М.А. Кауфмана (Ф. 2986), Э.И. Шуб (Ф. 3035), в фонде Госкиноиздата (Ф. 966) и др.

Текст: И.Л. Решетникова, Российский государственный архив литературы и искусства.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Дзига Вертов. Конец 1920-х гг. РГАЛИ
Дзига Вертов. Конец 1920-х гг. РГАЛИ

Афиша фильма «Киноглаз». 1924 г. РГАЛИ
Афиша фильма «Киноглаз». 1924 г. РГАЛИ

Рабочие моменты съемки документального фильма «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»). 1930 г. РГАЛИ
Рабочие моменты съемки документального фильма «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»). 1930 г. РГАЛИ

Схема организации творческой лаборатории и выпуска фильмов «Кино-корреспондент». 1936 г. РГАЛИ
Схема организации творческой лаборатории и выпуска фильмов «Кино-корреспондент». 1936 г. РГАЛИ

«Годовщина революции». Перечень сцен картины-хроники Московского кинокомитета. 1918 г. РГАЛИ
«Годовщина революции». Перечень сцен картины-хроники Московского кинокомитета. 1918 г. РГАЛИ

Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ
Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ

Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ
Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11016 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_6600
Поделиться:

Интересно:

В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
08.05.2025 23:05 Новости
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне на фасаде здания Мэрии Москвы пройдет масштабная видеомэппинг-инсталляция. Проект расскажет трогательную историю девочки, чей отец ушел на фронт, а мать трудилась в тылу, приближая Победу. Современные технологии видеопроекции перенесут зрителей в прошлое, оживив на стенах Мэрии кадры военных лет, анимацию и архивные материалы. Правительство Москвы и Управление делами Мэра выступили инициаторами этого проекта, чтобы в современном мультимедийном формате отдать дань событиям военных лет. Через видеомэппинг стояла задача донести до молодежи и гостей столицы историю Великой Отечественной войны — историю, которая находит отклик в каждой семье нашей страны. Благодаря слаженной работе Управления делами Мэра, компании "Открытие" и предоставленным Главным архивным управлением материалам и документам, получился эмоциональный...
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
05.05.2025 14:49 Персоны
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
Особой страницей в летописи Великой Отечественной войны остается подвиг народного ополчения.Добровольцы, не имевшие военного опыта за спиной, встали на защиту городов и деревень. Большинство дивизий народного ополчения оказалось на передовой в момент наступления немецких войск в операции «Тайфун», став последней линией обороны на пути к Москве. Среди 12 июльских дивизий народного ополчения отдельное место занимает 8 дивизия народного ополчения Краснопресненского района гоода Москвы. Она была сформирована в начале июля 1941 году из добровольцев – рабочих, студентов и преподавателей университетов, писателей и музыкантов. Дивизия участвовала в обороне столицы, в частности, в битве под Смоленском и Вязьмой. В октябре того же года она практически перестала существовать: было потеряно более половины состава, уцелевшие бойцы пополнили партизанские отряды.  Это трагическое время...
Народы Древней Руси
05.05.2025 11:12 Аналитика
Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе. Численность древнерусского населения Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек. Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена Согласно...