29.05.2023 10:01
Новости.
Просмотров всего: 3358; сегодня: 1.

Более 40 музейных зданий отреставрировали в Москве за последние 5 лет

Более 40 музейных зданий отреставрировали в Москве за последние 5 лет

За последние пять лет город отреставрировал и привел в порядок более 40 памятников архитектуры, в которых экспонируют свои коллекции столичные музеи. Об этом сообщила Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы.

«В знаковых исторических зданиях располагаются многие музеи столицы. Узнаваемыми и неповторимыми их делают не только уникальные собрания, но и архитектурный облик — оформление фасадов и интерьеров. За последние пять лет специалисты привели в порядок более 40 таких объектов», — рассказала Наталья Сергунина.

Экспозиции в отреставрированных памятниках архитектуры знакомят москвичей и туристов с самыми разными эпохами и людьми, которые внесли вклад в развитие русской культуры, науки и искусства.

Один из примеров — палаты Старого государева двора в Зарядье. Сейчас они являются частью Государственного исторического музея. Известно, что первыми их владельцами были купцы Ховрины — с тех пор сохранился белокаменный подклет. Палаты «на верхних погребах» остались со времен другого хозяина — деда Михаила Романова боярина Никиты Захарьина-Юрьева. В 1631 году они стали частью Знаменского монастыря. Впервые работы по возвращению исторического облика провел здесь еще в середине XIX века основоположник научной реставрации в России Федор Рихтер по указанию императора Александра II.

Полтора века спустя, в 2017‒2018 годах, были приведены в порядок фасады, кирпичная кладка стен, кровля, каменная лестница при входе, каменные полы и своды. Специалисты восстановили обмазки и штукатурное покрытие потолков, живопись на стенах и деревянную отделку интерьеров. Утраченные элементы воссоздали по старинным технологиям. Проект был отмечен премией конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация».

Другой лауреат конкурса — дом Ивана Тургенева на Остоженке. Деревянный особняк в стиле ампир построен в 1819 году. В сентябре 1840 года в нем поселилась мать будущего классика русской литературы Варвара Тургенева. Масштабная реставрация дома проходила с 2015 по 2018 год. Специалисты усилили фундамент и несущие конструкции, привели в порядок деревянные стены, окна, двери, интерьеры и фасады. Здание занимает Дом-музей И.С. Тургенева — филиал Государственного музея А.С. Пушкина.

Павильон «Грот» в усадьбе Кусково воздвигли по указанию графа Петра Шереметева в середине XVIII века. Уникальная особенность этого памятника — декор, выполненный тысячами раковин 24 видов моллюсков. За 250 лет здание не раз пытались реставрировать, но только во время работ, проведенных с 2017 по 2019 год, особое внимание уделили именно этому элементу. Проблема заключалась в том, что за два с лишним века одни моллюски вымерли, другие эволюционировали и изменились в размерах. На помощь пришли ученые из Института океанологии имени П.П. Ширшова Российской академии наук: они помогли найти альтернативы для восполнения утрат. Кроме того, реставраторы усилили несущие конструкции, воссоздали утраченные элементы балюстрады и декоративные вазоны, позолотили дверные и оконные металлические решетки. Сейчас павильон «Грот» — один из самых известных объектов музея-усадьбы «Кусково».

Комплексные работы провели два года назад в помещениях Музея-квартиры Федора Достоевского. Писатель жил здесь в детстве, с 1823 по 1837 год. Специалисты отреставрировали кирпичную кладку и штукатурный слой, кровлю, окна и двери, печные изразцы и лестницы, паркет и другие декоративные элементы.

История здания, в котором сейчас расположен Музей Павла и Сергея Третьяковых, насчитывает несколько столетий. В 1795 году владение купил купец Захар Третьяков, дед известных коллекционеров. До национализации дом принадлежал семье, после в нем организовали общежитие. В 1978 году строение передали Государственной Третьяковской галерее. Реставрация началась в 2017 году. Сначала специалисты укрепили стены. Затем по историческим чертежам воссоздали участки белокаменного карниза, облицовки цоколя, подоконников, оконные рамы из дуба, латунную фурнитуру. Кроме того, реставраторы расчистили и сохранили на лестнице участок старинной кирпичной кладки. Было сделано немало других интересных открытий. Благодаря этому труд специалистов отметили сразу тремя номинациями «Московской реставрации» в 2021 году.

Фото М. Денисова. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Достоевский Фёдор Михайлович, русский писатель, мыслитель, философ и публицист, классик мировой литературы, один из самых читаемых писателей в мире;
  • Романов Александр II Николаевич, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский из династии Романовых, проводивший широкомасштабные реформы;
  • Третьяков Павел Михайлович, русский предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи;
  • Третьяков Сергей Михайлович, русский предприниматель, меценат, коллекционер, действительный статский советник, младший брат П. М. Третьякова, в паре с ним основатель Третьяковской галереи;
  • Тургенев Иван Сергеевич, русский писатель-реалист, публицист, драматург, прозаик и переводчик, один из классиков русской литературы;
  • Шереметев Пётр Борисович, генерал-аншеф, обер-камергер Императорского двора при Петре III и Екатерине II, сенатор.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10632 публикации
Сайт: www.mos.ru/news/item/124313073/
Поделиться:

Интересно:

Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...
Белая Русь: Что означало и где располагалась
20.03.2025 11:06 Аналитика
Белая Русь: Что означало и где располагалась
Историко-географический термин «Белая Русь» находится в одном ряду с другими «цветными» обозначениями Руси – «Чёрная Русь» и «Червонная (Красная) Русь» и является столь же неопределённым понятием с перемещающимся географическим расположением и неоднозначным смысловым наполнением. Что известно о Белой Руси? Об изучении вопроса о Белой Руси Неясность определения названия «Белая Русь» лежит не столько в плоскости недостатка источников, сколько в их вольной интерпретации, зависящей от глубины исторических знаний исследователя. Более того, учёные выяснили, что в литературе, в том числе научной, в угоду собственным политическим и идеологическим взглядам, авторы допускают искажение цитат из письменных источников и ссылаются на несуществующие документы и факты. К примеру, в ряде современных работ сообщается, что Николай I запретил использование названия «Белоруссия», истоком которого являлся...