27.04.2023 10:20
Персоны.
Просмотров всего: 6821; сегодня: 2.

Главархив – о музыковеде, психологе, педагоге Екатерине Мальцевой

Главархив – о музыковеде, психологе, педагоге Екатерине Мальцевой

В 1991 году в Главархив поступили документы личного фонда музыковеда, психолога, педагога и доктора философии Берлинского университета Екатерины Мальцевой. Документы фонда ранее хранились в Центральном государственном архиве народного хозяйства (сейчас – Российский государственный архив экономики) и были переданы туда К.А. Дуленковой в 1964 году.

Среди материалов представлены научные работы Екатерины Мальцевой, посвященные проблемам оптики, акустики и различным аспектам музыкальной психологии, в частности ею изучался вопрос о механизмах формирования абсолютного музыкального слуха и его возможных взаимосвязях с акустическим звучанием музыки. Кроме того, в фонде представлены документы личного характера: свидетельство о рождении, свидетельство об окончании Санкт-Петербургского Николаевского сиротского института, афиши на латинском языке с объявлением о дате защиты диссертаций в Берлинском университете, а также фотографии и свидетельства к наградам. Особый интерес представляет также коллекция редких фотографии офицеров и солдат, принимавших участие в Первой мировой войне, собранные членами семьи, и письма раненых тех лет, которые получала родная сестра Мальцевой – Наталья, которая работала сестрой милосердия в госпитале и впоследствии стала врачом.

Екатерина Мальцева родилась 27 апреля 1883 года в Санкт-Петербурге, в семье священника. Ее отец Алексей Мальцев был потомственным дворянином, имел степень магистра богословия, служил инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии, написал несколько книг по педагогике «Основы педагогики», «Вопросы матерям о детях», «Нравственная философия утилитаризма» и даже успел побыть настоятелем храма при дирекции Императорских театров в этом городе. 

Мать Екатерины Мальцевой рано умерла, девочка осталась без ее попечения в шесть лет. Позже она окончила педагогические классы Санкт-Петербургского сиротского института имени императора Николая I в 1902 году. Дело в том, что в этом учебном заведении имели право учиться дети, которые остались сиротами, потеряли одного из родителей или не имели возможности оплатить учебу, так как воспитывались в семьях чиновников низшего ранга, младших офицеров. Также одним из возможных оснований для поступления в учебное заведение считалось наличие ученой степени у родителей потенциального ученика. Девушка закончила курс с серебряной медалью, получив звание домашней учительницы-наставницы. Затем она с сестрой переехала в Берлин в связи с тем, что их отец был переведен на службу в Министерство иностранных дел и стал настоятелем русской посольской церкви в Берлине.

В Берлине Екатерина Мальцева получила разностороннее образование: она училась в Штерновской консерватории по классу фортепиано под руководством Павла Луценко, а в июне 1912 года окончила философский факультет Берлинского университета, одновременно сдав выпускной экзамен по курсу истории музыки. 

В январе 1913 года Екатерина Мальцева защитила диссертацию по направлению музыкальная психология и получила степень доктора философии Берлинского университета. Во время учебы девушка ездила в командировки во Францию и Австрию, даже посетила философский конгресс в Инсбруке в 1908 году. В начале августа 1914 года в связи с началом Первой мировой войны Алексей Мальцев получил разрешение вернуться с дочерьми в Россию.

В Москве Екатерина Мальцева продолжила свои научные занятия. С 1915 года она работала инструктором в кабинете экспериментальной психологии при Московских высших женских курсах, которые 16 октября 1918 года были преобразованы во второй Московский государственный университет. Сдав экстерном экзамены по историко-филологическому курсу, девушка получила право преподавать на историко-филологическом факультете МГУ, параллельно Екатерина Мальцева продолжала изучать физиологию и психологию, даже успела поработать экспертом-психологом в Донской нервно-психологической клинике при МГУ, читала курс лекций по психологии в Московском педагогическом институте и была преподавателем-ассистентом на медицинском факультете МГУ.

В 1920 году Екатерина Мальцева была приглашена в физиолого-психологическое отделение Музыкального отдела (МУЗО) Наркомпроса и стала одним из учредителей Государственного института музыкальной науки (ГИМН). Институт был ликвидирован в декабре 1931 года. Осенью 1929 года  она начала читать лекции по музыкальной психологии в Московской консерватории. Там же она изучала такое явление, как цветной слух (второе название – музыкально-цветовая синестезия), при котором у человека проявляется способность ощущать звук определенной высоты и тональности в конкретном цвете. Впервые это явление начал изучать русский композитор Александр Скрябин, который полагал, что любому звуку соответствует цвет и природная стихия, которая его порождает, например, огонь. Интересно, что для своей музыкальной поэмы «Прометей» он составил также световую партитуру, то есть соединил между собой звук и цвет на стадии нотной записи, таким образом, это произведение должно было исполняться в сопровождении световой иллюминации, даря зрителю забытое ощущение причастности к мистериальному действу. 

Среди документов Мальцевой, представлен редкий материал — «Описание практической деятельности д. чл-на ГАИС Э.К. Розенова в области научно-практической работы на музыкальном фронте». Эмилий Розенов был однокурсником Александра Скрябина по консерватории, являлся членом ГИМН и также занимался теоретическими основами музыки, разрабатывал идею биомеханики фортепианной игры. После закрытия института работал в театральном музее Бахрушина, составляя описания и каталог коллекции музыкальных инструментов, которая представлена в фондах музея. 

Можно сказать, что отчасти в своих работах Екатерина Мальцева развивала идеи Скрябина и русских поэтов-символистов, правда, в 1940-е годы эти открытия были официально вычеркнуты из научного обихода. Тем не менее в 1948 году Екатерина Мальцева защитила кандидатскую диссертацию по педагогике. Магистральным сюжетом ее исследования был вопрос о психологических механизмах формирования музыкального слуха и их взаимосвязь с акустическими закономерностями музыкального звучания. В исследовании слуховых ощущений Мальцева работала с методикой «тонпсихологии», обобщая и критически оценивая достижения в этой области. Она также исследовала проблему границы допустимой расстройки музыкальных интервалов, то есть писала об акустических показателях интервала, в границах которых он воспринимается слухом как соответствующий норме чистой интонации. Пыталась теоретически обосновать существование зонной теории музыкального слуха.  Исследование было признано научным сообществом и получило положительные отзывы коллег. Так, лингвист и психолог Николай Жинкин писал: «<…> главный интерес и психологическая ценность работы состоит в <…> разработке очень убедительной методики объективного наблюдения за процессом внутреннего пропевания и, соответственно, в раскрытии возможностей для особенностей развития музыкальных представлений».

С 1948 года до выхода на пенсию в 1953 году Екатерина Мальцева занимала должность старшего научного сотрудника Института психологии Академии педагогических наук РСФСР. Умерла Екатерина Мальцева 20 марта 1964 года.


Участники событий и другие указанные лица:


Екатерина Мальцева. 1930-е гг. Главархив Москвы
Екатерина Мальцева. 1930-е гг. Главархив Москвы

Личные документы Екатерины Мальцевой. 1902–1950 гг. Главархив Москвы
Личные документы Екатерины Мальцевой. 1902–1950 гг. Главархив Москвы

Фотографии русских солдат и офицеров времен Первой мировой войны (из фонда Е. Мальцевой)
Фотографии русских солдат и офицеров времен Первой мировой войны (из фонда Е. Мальцевой)

Алексей Мальцев, отец Екатерины Мальцевой. Главархив Москвы
Алексей Мальцев, отец Екатерины Мальцевой. Главархив Москвы

Охранная грамота на выезд семьи Мальцевых из Германии. 3 августа 1914 г. Главархив Москвы
Охранная грамота на выезд семьи Мальцевых из Германии. 3 августа 1914 г. Главархив Москвы

Автобиография Екатерины Мальцевой. 1930-е гг. Главархив Москвы
Автобиография Екатерины Мальцевой. 1930-е гг. Главархив Москвы


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 7339 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/122972073/
Поделиться:

Интересно:

Турция осенью обойдется до 30% дешевле, если бронировать туры сейчас
23.07.2024 15:19 Аналитика
Турция осенью обойдется до 30% дешевле, если бронировать туры сейчас
Турция ожидаемо возглавляет рейтинг самых бронируемых зарубежных направлений на бархатный сезон 2024 года. Продажи туров выросли больше чем в два раза в сравнении с прошлым годом. В пользу турецких курортов в сентябре – октябре – комфортная погода, прогретое море и более низкие по сравнению с...
В Чебоксарах обсудят вклад евразийских народов в Победу над фашизмом
23.07.2024 14:50 Мероприятия
В Чебоксарах обсудят вклад евразийских народов в Победу над фашизмом
Международная научно-практическая конференция «Победа единства: народы Евразии в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» при участии стран – участниц Содружества Независимых Государств пройдет в Чебоксарах 5-6 мая 2025 года. Более 150 ученых России и зарубежья обсудят...
Немцев вышибли за сутки: Как советские войска освободили Псков
23.07.2024 09:47 Новости
Немцев вышибли за сутки: Как советские войска освободили Псков
В июле 1944 года Ставка Верховного Главнокомандования направила директиву командующему 3-м Прибалтийским фронтом генерал-полковнику Масленникову, где приказывалось разгромить псковско-островскую группировку противника. Сталин потребовал овладеть районом Остров, Лыэпна, Гулбене и занять Псков. 3-й...
100-летие детского лагеря «Артек» отметят маштабно
22.07.2024 17:01 Новости
100-летие детского лагеря «Артек» отметят маштабно
Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко провёл второе заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования 100-летия Международного детского центра «Артек». Оно состоялось во дворце Суук-Су в рамках восьмой международной смены «Артек...
Спектакль-концерт «Бедные люди» прошел в Подмосковье
22.07.2024 10:53 Новости
Спектакль-концерт «Бедные люди» прошел в Подмосковье
На фестивале Достоевского в Зарайске прошел спектакль-концерт «Бедные люди». Это не обычный фестиваль искусств. Он предлагал взглянуть на жизнь и произведения великого русского писателя в новом ракурсе, что подчеркивает и его название: «Достоевский. Фестиваль-путешествие в Зарайск». Гости смогли не...