27.03.2023 13:27
Новости.
Просмотров всего: 7635; сегодня: 1.

Сцены под открытым небом. Театральная история парков и усадеб Москвы

Сцены под открытым небом. Театральная история парков и усадеб Москвы

27 марта в России — День театра. В праздничный день заглядываем в парки, исторически связанные со сценическим искусством.

Многие московские парки и усадьбы издавна связаны с театром. Одни хранят воспоминания о постановках, которым рукоплескали Екатерина II и ее современники, в других и по сей день раздаются аплодисменты. Некоторые московские театры исторически расположены в парках — в теплое время года спектакли показывают там на открытых площадках. О пяти парках, куда можно отправиться на встречу с Мельпоменой или на поиски ее следов.

Кусково: театр Шереметевых.

Одним из самых известных крепостных театров, пронесших свою славу через века, был театр Шереметевых. Его основатель граф Петр Борисович Шереметев начинал с любительских постановок в своих домах в Петербурге и Москве. В 1760-е годы в регулярном парке графского поместья в Кускове устроили воздушный театр под открытым небом. Екатерина II, большая любительница театра, была частой гостьей здешних представлений.

Сцена была расположена на насыпном холме и роскошно убрана: ее окружали березовые боскеты (декоративный элемент ландшафтного дизайна) с земляникой и клубникой и высокая стена стриженых кустов барбариса. Функцию кулис выполняла еловая решетка-шпалера, сверху сцену покрывал травяной ковер, во время театральных постановок скрывавшийся под деревянным настилом.

К сожалению, от сцены остались лишь очертания. Большую сценическую площадку с оркестровой ямой, графскую ложу и амфитеатр, вмещавший около сотни зрителей, можно рассмотреть лишь на плане усадьбы 1782 года.

Несомненной примой театра была Прасковья Ковалева-Жемчугова, чей талант с детства развивали лучшие педагоги. Дочь кузнеца стала не только любимой актрисой, но и женой сына хозяина усадьбы и наследника, Николая Петровича Шереметева. Прекрасная и трагическая история их любви легла в основу фильма «Графиня Шереметева», снятого в 1994 году в исторических декорациях дворцов усадеб Останкино и Кусково.

Люблино: театр Дурасова.

Здание театральной школы на территории усадьбы Люблино напоминает о временах, когда имением владел Николай Дурасов — большой оригинал и любитель сценического искусства. В театре Дурасова, славившемся на всю Москву наряду с Шереметевским, было более сотни крепостных. Уровень, на котором вели преподавание в театральной школе, был высоким: некоторые актеры, получив вольную, переходили на сцену императорских театров.

Любовь к театру сопровождала Николая Алексеевича везде, где он жил. В Симбирске, откуда Дурасов родом, у него была труппа крепостных актеров. На представления в усадьбе Дурасова Никольское-на-Черемшане собиралась вся окрестная знать. Обосновавшись в Москве, Николай Алексеевич не изменил увлечению. Представления и концерты давали и в его московском доме на Покровском бульваре, и в усадьбе Люблино, которую он купил в 1800 году. Спектакли в Люблине показывали дважды в неделю, а также по большим праздникам и торжественным случаям.

Росписи залов дворца в усадьбе Люблино поддерживают тему служения искусству. Слева направо от входа в круглый зал располагаются росписи «Аполлон Кифаред с музами», «Жертвоприношение», «Феб лучезарный» и «Венчание Амура».

В 1818-м Николай Дурасов, которому не было и 60 лет, ушел из жизни. Дурасовский театр закрылся, а все крепостные актеры получили вольную — такова была последняя воля покойного.

Царицыно: один из первых подмосковных театров.

Царицыно изначально строилось как развлекательная летняя резиденция Екатерины II. Это место было предназначено для искусства — театра, музыки. Однако театр здесь появился лишь спустя столетие, в 1870 году, когда вокруг руин дворцов возник великосветский дачный поселок. Построил его мещанин Щеглов. Театр стал одним из первых подобных заведений Подмосковья (в то время Царицыно не входило в территорию Москвы).

После Щеглова в XIX веке театром с переменным успехом управляли другие энтузиасты. В 1887 году новый владелец Бальтазар Диппман перенес сцену в другое место и перестроил ее, придав театру «более приличный вид». При Диппмане на сцену царицынского летнего театра начали выходить актеры из известных московских трупп — например, Театра Корша. Основу репертуара составляли легкие пьесы дачного характера.

Сад Диппмана, в котором располагался театр, был популярным местом отдыха царицынских дачников и их гостей. Сад простирался на берегу залива Верхнего Царицынского пруда вблизи Царицынской плотины (сегодня на месте сада — «Театр Роста в Царицыно», созданный в 1930 году как филиал Московского ТЮЗа). Кстати, сад Диппмана, в котором были «назначены танцы» и «играла военная музыка», упоминается в рассказе Леонида Андреева «Петька на даче».

Театральные традиции места хранит государственный музей-заповедник «Царицыно». Ежегодный фестиваль «Дачное Царицыно» посвящает большую часть программы показу спектаклей для детей и взрослых.

Сад «Эрмитаж»: здесь играла Сара Бернар.

Сад «Эрмитаж», основанный в конце XIX века, — не только памятник садово-паркового искусства, но и место сосредоточения культурной жизни столицы. На территории сада расположены три театра: Московский театр «Новая опера» имени Е.В. Колобова, Московский драматический театр «Сфера» и Московский театр «Эрмитаж», временно представляющий спектакли на площадке Нового Арбата. Ежегодно в сентябре в саду проходит «Театральный марш» — самый масштабный в России театральный фестиваль под открытым небом.

Исторически название сада «Эрмитаж» принадлежало территории на Божедомке (сегодня — улица Дурова), где располагался знаменитый «воксал» (увеселительный сад) антрепренера Михаила Лентовского с двумя театрами — оперным и драматическим. В 1894 году купец Яков Щукин создал на улице Каретный Ряд свой увеселительный сад, назвав его «Новый Эрмитаж» (первое слово в дальнейшем ушло из употребления). Тем самым Щукин демонстрировал свое желание продолжить и развить начинания предшественника.

Впоследствии на сценах здешних театров — летнего и зимнего — играли Сара Бернар, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская, выступали Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, дебютировал как дирижер Сергей Рахманинов. А в 1898 году в здании сегодняшнего театра «Эрмитаж» состоялось открытие легендарного МХАТа.

Парк Горького: «Остров танца» и Зеленый театр.

Театральные традиции Парка Горького берут начало почти 200 лет назад. 17 мая 1830 года Николай I издал указ о создании воздушного театра на территории Нескучного сада. Воздушный театр, рассчитанный на 1500 зрителей, построили в 1830 году. Сценой стал овраг, кулисами — кустарники, а декорациями — деревья. В 1830-м театр посетил Александр Сергеевич Пушкин с невестой Натальей Гончаровой. Театр просуществовал до 1835 года.

Зеленый театр на Пушкинской набережной был построен почти 100 лет спустя по инициативе Бетти Глан, тогдашнего директора Центрального парка культуры и отдыха имени Максима Горького. Проект театра на 20 тысяч зрителей архитектора Лазаря Чериковера реализовали всего за 30 дней, первых зрителей театр принял 6 июля 1933-го.

В 1935 году силами артистов Большого театра здесь поставили «Кармен». В Зеленом театре шли «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник». Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко представил здесь спектакль «Дарвазское ущелье», в постановке которого принял участие Всеволод Мейерхольд.

Еще одну сцену с амфитеатром на 800 зрителей Бетти Глан распорядилась соорудить на островке в районе Голицынских прудов. Этот театр называли «Островом танца» — в его репертуаре преобладали балетные постановки, здесь была и собственная труппа. Некоторые спектакли также ставили при участии артистов Большого и Малого театров.

«Остров танца» просуществовал до 1941 года, а Зеленый театр — до 1956-го. Новое здание по проекту Юрия Швердяева построили на расстоянии 25 метров от Пушкинской набережной в 1957 году, открылся Зеленый театр к началу Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В советское время здесь проходили лекции, диспуты, эстрадные концерты, а в годы перестройки на сцене Зеленого театра стали выступать рок-музыканты. С 1989 года здесь располагается Театр музыки и драмы Стаса Намина.

Фото: Зеркальный театр. Пресс-служба сада Эрмитаж.


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: www.mos.ru/news/item/121503073/
Поделиться:

Интересно:

К годовщине завершения оборона крепости Баязет
10.07.2025 11:09 Аналитика
К годовщине завершения оборона крепости Баязет
Героическая оборона крепости Баязет русскими войсками завершилась 10 июля 1877 года. Во время осады бойцы гарнизона были доведены до крайней степени изнурения, которая требовала длительного гигиенического лечения. Это событие стало одним из героических эпизодов русско-турецкой войны и имело важное как стратегическое, так и моральное значение. Баязетское сражение началось 18 июня. В результате активных военных действий турецкой армии русский гарнизон оказался осажденным в небольшой цитадели в глубоком тылу противника. После планируемого избавления от него путем капитуляции или уничтожения, сводный Ванско-баязетский отряд турецкой армии под командованием бригадного генерала Фаик-паши должен был вторгнуться в российские пределы в Закавказье, границы которого на тот момент оставались фактически незащищенными. Однако попытки взять цитадель штурмом или принудить русский гарнизон сложить...
Народное ополчение в боях с фашизмом
10.07.2025 10:12 Аналитика
Народное ополчение в боях с фашизмом
В годы Великой Отечественной войны эти военные и военизированные формирования создавали в помощь РККА из тех, кто не подлежал мобилизации. Нападение гитлеровской Германии на СССР и угроза самому существованию нашего народа подняли советских людей на непримиримую борьбу с врагом. Сотни тысяч рабочих, служащих, студентов, колхозников, работников науки, техники, культуры и др. обращались в партийные и советские организации, в военкоматы с просьбой отправить их на фронт. Во многих городах началось формирование рабочих отрядов, коммунистических батальонов, отрядов партийно-советского актива, групп самообороны. Такие формирование участвовали в боях в Бресте, Гродно, Перемышле, Лиепае в первые дни войны. 24 июня 1941 года СНК СССР принял постановление о создании на добровольных началах в прифронтовой полосе истребительных батальонов. Они...
Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества
10.07.2025 09:44 Аналитика
Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества
Единственный в Москве музей деревянного зодчества находится в музее-заповеднике «Коломенское». Здесь собраны старинные постройки — от сибирской крепостной башни до уютной медоварни из подмосковного села Преображенского. Эти бревна обрабатывали топоры плотников XVII века, и почти каждый сруб пережил путешествие в сотни километров, чтобы мы узнали его историю.  Новый дом для деревянного зодчества В «Коломенском», на берегу небольшой живописной реки Жужи, притока Москвы-реки, среди сиреневых и яблоневых садов находится необычный музей под открытым небом. Здесь пять деревянных построек: медоварня, Моховая башня Сумского острога, Проездная башня Николо-Корельского монастыря, башня Братского острога, церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца. Большую часть масштабных экспонатов привез с Русского Севера основатель первого музея в...
Символика власти Ивана Грозного
10.07.2025 09:36 Аналитика
Символика власти Ивана Грозного
В 1550-е годы церковные иерархи оказали идейную поддержку Ивану IV при завоевании Казанского и Астраханского ханств, призывая в своих произведениях святые силы на помощь царю и его "христолюбивому воинству" в войне с "басурманами". Во время взятия Казани в 1552 году воплощением идеи божественного покровительства стало государево знамя с изображением Спаса Нерукотворного (ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля). Символика знамени восходит к иконе, на которой изображен убрус (полотенце) с отпечатком лица Христа*. Согласно царскому летописцу, Иван выступил против Казани под тем же знаменем, с которым Дмитрий Донской сражался с татарами на Куликовом поле. Хотя о реальном знамени Дмитрия Донского нам практически ничего неизвестно, можно заметить, что в глазах царских идеологов казанское знамя символизировало торжество православия над мусульманством, а также преемственность...
Сегодня отмечают День воинской славы - День победы в Полтавской битве
10.07.2025 09:06 Аналитика
Сегодня отмечают День воинской славы - День победы в Полтавской битве
Сегодня, 10 июля, в России отмечается День воинской славы России - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении, которое произошло 8 июля (27 июня по старому стилю) 1709 года. Соответствующий федеральный закон был принят в 1995 году.  В конце XVII века Швеция не была небольшой страной регионального значения, как в настоящее время, а претендовала на гегемонию в Восточной Европе и нередко играла решающую роль в европейском балансе сил. Вследствие множества успешных военных кампаний она завладела Лифляндией, Эстляндией и Финляндией, а также рядом ключевых областей на побережье Северной Германии, благодаря чему Балтийское море практически стало внутренним "шведским озером". После Азовских походов Петра I против Крымского ханства, российский император, подобно своим предшественникам, собирался и дальше...