15.10.2024 15:40
Персоны.
Просмотров всего: 4637; сегодня: 51.

В небо с волжских берегов

В небо с волжских берегов

Дважды Герой Советского Союза Николай Скоморохов – настоящая легенда и гордость отечественной авиации. В годы Великой Отечественной войны он совершил 605 боевых вылетов, провёл 143 воздушных боя, выполнил более ста вылетов на разведку войск противника. Лично сбил 46 самолётов неприятеля и восемь в группе, три вражеские машины уничтожил на земле, при этом сам ни разу не был сбит и ранен. Когда Николаю Михайловичу говорили, что он заговорённый, лётчик отвечал: «Воздушный боец – не только тот, кто сбивает, но и тот, кто умеет сам не быть сбитым».

Николай Скоморохов прошёл путь от лётчика-истребителя до маршала авиации. Дорога в небо открылась для него не сразу и отнюдь не легко. Он родился 19 мая 1920 года на Волге, в селе Лапоть (ныне Белогорское) Саратовской губернии. Ему едва минуло 10 лет, когда в поисках заработка семья переехала в Астрахань. Там отец с сыном подрядились метать сети под воблу. Маленькому Коле приходилось каждое утро вставать в полпятого, чтобы до занятий в школе успеть связать с десяток метров мелкоячеистой сети. Трудности только закалили паренька. Николай с хорошими оценками окончил семилетку, затем – школу фабрично-заводского ученичества. Работал слесарем и токарем на судостроительном заводе, окончил библиотечный техникум. Как и многие его сверстники, увлёкся авиацией, записался в городской аэроклуб.

В декабре 1940 года Николая призвали в ряды Красной армии и направили в Батайскую авиационную школу пилотов. После ускоренного обучения лётному делу в ноябре 1942 года младший сержант Скоморохов получил назначение в 164-й истребительный авиаполк, базировавшийся на Адлерском аэродроме. Обстановка в том регионе была крайне тяжёлой. Шли ожесточённые бои на Волге у Сталинграда и в горах Кавказа, а в небе каждый день разыгрывались настоящие воздушные сражения.

Поначалу молодого лётчика отправляли совершать разведывательные полёты. В одном из них он едва не погиб, когда его истребитель отсекли от группы своих самолётов и зажали «мессеры». Лишь исключительная природная одарённость Скоморохова как пилота позволила ему уйти от преследователей.

Свой боевой счёт Николай открыл в январе 1943 года. Над линией фронта он обнаружил немецкий двухмоторный самолёт-разведчик FW-189 (прозванный рамой), который барражировал над расположением советских войск и корректировал огонь своей артиллерии. Скоморохов атаковал его сверху. Казалось, длинная очередь изрешетила вражескую машину. Но когда Николай развернулся, чтобы проследить за её падением, то с удивлением увидел, что она держится в воздухе и даже маневрирует, уклоняясь от очередной атаки. Поединок длился несколько минут. Наконец советский лётчик, нацелив свой ЛаГГ-3 в лоб противнику, расстрелял его. На этот раз снаряды достигли цели: «рама» загорелась и, оставляя за собой дымный траурный шлейф, рухнула в горное ущелье…

Тот бой показал сержанту, что сбивать врага, пусть опытного, коварного, часто нахального, можно. Нужно лишь выработать тактику, позволяющую полнее использовать возможности самолёта. Теперь всё свободное время Николай изучал схемы воздушных боёв, проводил математические расчёты, постигая теорию стрельбы по быстро двигающейся воздушной цели.

С каждым боевым вылетом повышалось его лётное мастерство. Рос он и в званиях, должностях. С мая 1944 года – Скоморохов уже командир эскадрильи. Во фронтовой биографии лётчика множество эпизодов, восходящих на уровень яркого ратного подвига. Его отличали уникальная острота зрения, умение мгновенно и точно оценивать обстановку боя, удивительная способность пространственной ориентации, необыкновенное хладнокровие: чем опаснее была ситуация, тем спокойнее и собраннее он становился.

По эффективности проведённых воздушных боёв Скоморохов находится в списке лучших асов Второй мировой войны.

Николай Михайлович выработал свойственный только ему рваный стиль ведения боя, элементом которого было использование приёма скольжения, когда прямолинейное движение машины сводилось к минимуму. Его самолёт постоянно смещался то чуть вправо, то чуть влево. Если он и попадал в прицел противника, то лишь на мгновение. Именно этим можно объяснить тот факт, что Скоморохов не имел ни одной пробоины от фашистских самолётов. Виртуозное владение машиной давало ему преимущество в схватках даже с превосходящими силами врага.

Ас-истребитель воплощал не только своё видение тактики воздушного боя, но и внимательно изучал опыт боевых товарищей. В числе безусловных авторитетов для него был Александр Покрышкин, который решительно ломал устоявшиеся каноны и устаревшие тактические построения. Именно эскадрилья Скоморохова в числе первых опробовала знаменитую «кубанскую этажерку» Покрышкина. Новаторство заключалось в эшелонировании самолётов по высоте: внизу шли опекаемые истребителями штурмовики или бомбардировщики, над ними – группа непосредственного прикрытия, а ещё выше – сковывающая группа. Каждая ступенька выполняла свою, строго определённую роль. Если вражеским самолётам и удавалось уйти из-под удара одной группы, они немедленно подпадали под убийственный огонь другой, затем третьей. При таком построении противнику трудно было прорваться к штурмовикам и бомбардировщикам, а у советских пилотов были широкие возможности для манёвра.

Эскадрилья Скоморохова постоянно экспериментировала с боевыми порядками, пытаясь найти альтернативу классическим звеньям из трёх самолётов. Николай Михайлович полностью изменил и методику ведения воздушного боя. Определяющим для комэска и его подчинённых было правило: «Истребитель обороняется только нападением». Особенно показателен в этом плане воздушный бой, который капитан Скоморохов провёл 16 января 1945 года в Венгрии. В паре со своим ведомым в районе Таряй северо-западнее Будапешта он встретил три группы транспортных самолётов Ju-52 (16 машин), которые шли в сопровождении 38 истребителей прикрытия Ме-109. Советские лётчики в такой ситуации решили атаковать противника – вдвоём против 54 самолётов. В результате дерзкой атаки Николай лично сбил два истребителя Ме-109 и один транспортный Ju-52, а его ведомый уничтожил ещё две машины.

На фронте о Скоморохове ходили легенды. Лётчики знали: с ним надёжно. Он заботился и оберегал своих ведомых. Ни одного из них не потерял в бою. Но за каждого погибшего товарища у него был свой, особый счёт к врагу. Знаменитая история о мести пилотам люфтваффе, кавалерам бриллиантовых крестов, за сбитого друга была положена в основу «Песни о погибшем друге» Владимира Высоцкого.

По эффективности проведённых воздушных боёв Скоморохов находится в списке лучших асов Второй мировой войны. В каждом третьем воздушном бою он одерживал победу, сбивая вражеские самолёты.

Скоморохов выработал свойственный только ему рваный стиль ведения боя, элементом которого было использование приёма скольжения.

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и героизм, указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года капитану Скоморохову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». А 18 августа доблестный лётчик-ас был удостоен второй высшей награды Родины. К тому времени на кителе 25-летнего офицера сияли также четыре ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и пять медалей.

После войны Николай Михайлович окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба ВС СССР. В 39 лет стал генерал-майором. Он последовательно командовал истребительным авиационным полком, дивизией и корпусом. В апреле 1968 года был назначен командующим 69-й воздушной армией, которой во многом благодаря ходатайствам Скоморохова было возвращено её историческое название: 17-я воздушная армия. В её составе он сражался с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. В память о воинах этого прославленного объединения, в котором более 200 авиаторов стали Героями Советского Союза, авторский коллектив под руководством Николая Михайловича выпустил книгу «17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены». Этот труд имеет и сегодня не только военно-историческое, познавательное, но и большое воспитательное значение.

Пятнадцать лет Скоморохов возглавлял Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. Проявил себя видным учёным, внёс значительный вклад в исследования и решения важнейших для обороноспособности страны проблем. В своей докторской диссертации Николай Михайлович обосновал необходимость и эффективность применения армейской авиации в наступательных операциях. Это послужило мощным толчком к развитию военной вертолётной авиации. Результаты исследований Скоморохова нашли отражение в военно-теоретических трудах, учебниках по тактике ВВС, тактике армейской авиации, в учебно-методических материалах, получили проверку во время боевых действий в Афганистане и других военных конфликтах.

В 1981 году Николаю Михайловичу было присвоено воинское звание маршала авиации. С конца 1988 года Скоморохов – военный инспектор-советник группы Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Выйдя в отставку, он возглавил Российский Комитет ветеранов войны. По его инициативе был создан Международный общественный фонд «Победа-45».

14 октября 1994 года заслуженный военный лётчик СССР, доктор военных наук дважды Герой Советского Союза Скоморохов трагически погиб в автомобильной катастрофе. Он мог сотни раз погибнуть в небе, однако судьба распорядилась иначе… В народной памяти он остался героем времени, в котором ему выпало жить, настоящим патриотом по делам, устремлениям, помыслам.

Автор: Марина Елисеева, «Красная звезда». 

Изображение из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9002 публикации
Сайт: redstar.ru/v-nebo-s-volzhskih-beregov/
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...