03.07.2024 14:46
Новости.
Просмотров всего: 4154; сегодня: 6.

К 170-летию моряка и художника Василия Васильевича Игнациуса

К 170-летию моряка и художника Василия Васильевича Игнациуса

Если начать спрашивать любителей истории флота о самых ярких художниках-маринистах XIX в., мы получим много ответов – Айвазовский, Боголюбов, Беггров, Алексеев… А если спросить – кто в XIX в. интереснее всех рисовал «портреты» кораблей, то ответ будет скорее всего один – Игнациус. Знающие люди согласно закивают головами. И тут же другие взглянут удивленно: «не слышали о таком художнике».

Василий Васильевич Игнациус родился 21 июня (3 июля по новому стилю) 1854 г. в Санкт-Петербурге. Его отец – Василий Гаврилович, подпоручик 17-й артиллерийской бригады, в то время состоял в прикомандировании к Дворянскому полку. В 1870 г. отец, уже майор петербургской полиции, пожелал определить сына в Морское училище. По окончании учебы юноша 13 апреля 1875 г. был произведен в гардемарины – по успеваемости и поведению в списке выпускников он занимал 45-е место из 54-х. Надо сказать, что в сложившейся в русском флоте системе знания были далеко не главным показателем по пути на командирский мостик.

Служба его начиналась отлично: он попал в заграничное плавание на винтовой фрегат «Светлана», которым командовал великий князь Алексей Александрович, 30 августа 1876 г. получил первый офицерский чин мичмана, в 1876–1877 гг. находился в заграничном плавании на корвете «Аскольд». С сентября 1877 г. по весну 1878 г. прошел обучение в Минном офицерском классе, после чего в 1879 г. вернулся на «Светлану» уже в качестве минного офицера, более того – офицера Гвардейского экипажа! 1 января 1881 г. Игнациус надевает погоны лейтенанта, в 1881 г. возвращается из очередного плавания в Средиземное море. В 1882–1885 гг. он командует миноносками «Ястреб», а затем «Курица» в составе Отряда миноносок Практической шхерной эскадры, служит на императорских яхтах «Александрия» и «Держава». Осенью 1886 г. он получает приказ отправиться во Владивосток на клипер «Вестник», на котором служит в Отряде судов в Тихом океане, а в 1888 г. совершает переход на Балтику.

Параллельно этой отличной карьере больше и больше В.В. Игнациус увлекается живописью. Еще в годы обучения в Морском училище на его рисунки обратил внимание один из преподавателей, лейтенант В.В. Вахтин (1841–1905). По его просьбе для первого издания «Краткого морского словаря для любителей морского дела» (СПб., 1874) Игнациус нарисовал схемы рангоута и такелажа парусного судна. Позднее, возможно, что с подачи В.В. Вахтина, он начал создавать большую серию рисунков для курса такелажных работ. Идея его заключалась в том, чтобы по рисункам, изображающим поэтапно выполнение различных действий, можно было бы осваивать такелажные премудрости без текстов, визуально. В декабре 1881 г. он показал черновую тетрадь председателю Ученого отделения Морского технического комитета, а затем и управляющему Морским министерством. Идея получила одобрение. Изучив проект атласа такелажных работ, капитан 1 ранга В.Н. Брылкин в своем заключении в декабре 1883 г. указал: «при сравнении [с имеющимися руководствами и пособиями по морской практике] выяснилось, что ни одно из руководств не может служить самоучителем такелажных работ; рисунки лейтенанта Игнациус так хорошо и правильно изложены, что по ним, положительно, без всякого указателя и даже без объяснений можно работать». По решению Морского технического комитета был осуществлен примерный расчет, сколько денег необходимо заплатить В.В. Игнациусу за идею и доработку альбома, но… в октябре 1885 г. Василий Васильевич от работы отказался, предложив передать ее В.В. Вахтину. Альбом так и не вышел, а жаль…

Зимой 1883/1884 гг. В.В. Игнациус, по некоторым данным, вольнослушателем посещал рисовальные классы Императорской Академии художеств. Как-то он познакомился с приехавшим из Парижа в Петербург уже знаменитым художником А.П. Боголюбовым, который принял лейтенанта, посмотрел его работы и нашел «удовлетворительными для некоторого начала». Более того – Боголюбов согласился учить Игнациуса, если начальство командирует того в Париж «для завершения образования по живописи». Конечно, это была мечта! Но на пути к ней стояла масса проблем – служба, начальство, семья (жена с маленькими сыном и дочкой), дороговизна парижской жизни… И все же Игнациусу удалось добиться командирования. Еще во время пути с Дальнего Востока на «Вестнике» он направил командиру Гвардейского экипажа ходатайство о командировании в Париж на год, и 28 июля 1888 г. генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович дал «добро».

В Петербург Игнациус вернулся 5 августа 1889 г. Кажется, ему не удалось завоевать расположения А.П. Боголюбова – тот в своих воспоминаниях об ученике не упомянул, да и рисовал Василий Васильевич в своей собственной манере. И от тематики своей отступать не хотел. Корабли, на якоре, на ходу, под парусами. В штиль, на волнении, в шторм…

В кампанию 1890 г. В.В. Игнациус командовал миноносцем «Луга», который неосмотрительно ударил о подводные камни, проходя слишком близко к одному из островов – впрочем, повреждения были не велики, и дело кончилось двухнедельным арестом на гауптвахте.

Годом его триумфа стал 1892-й – на средства великого князя Александра Михайловича был издан альбом «Русский флот», состоявший из 56 цветных литографий с рисунков лейтенанта В.В. Игнациуса. Это были «портреты» кораблей русского флота, в тот момент находившихся в строю или в достройке (как, например, броненосец «Двенадцать апостолов»). На оборотах листов содержались краткие справочные данные о каждом корабле на русском и французском языках. Уже в 1893 г. альбом вышел вторым изданием! В 2022 г. увидело свет, очередное, четвертое. Гравюры продавались и по отдельности, они нередко использовались при издании открыток, для иллюстрирования журналов и книг. Что же стало причиной такой популярности? Наверное, несколько факторов – широкое распространение, цвет, достаточно высокая точность. И ещё – техника того времени практически не позволяла фотографировать корабли в море, особенно на волнении. А профессиональный моряк-художник мог реалистично передать скользящие по гребням волн уходящие в прошлое парусно-паровые корабли.

В 1890-е гг. Игнациус еще дважды побывал на Тихом океане, покомандовал различными кораблями, 1 апреля 1901 г. получил чин капитана 1 ранга, а 22 октября того же года был назначен командиром строившегося эскадренного броненосца «Князь Суворов».

Корабль вступил в строй лишь в 1904 г., когда на Дальнем Востоке вовсю полыхала русско-японская война. Он стал флагманским кораблем формировавшейся 2-й эскадры Тихого океана, которая под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского в октябре 1904 г. – мае 1905 гг. совершила трудный переход на Дальний Восток. Капитан 2 ранга В.И. Семенов в своих воспоминаниях писал о том, что Игнациус не верил в успех предстоящего сражения: «Изумительную, если можно так выразиться, жизнеспособность проявлял командир “Суворова”… Убежденный сторонник того взгляда, что мы идем на верную гибель, он, решив этот вопрос бесповоротно, как бы закрыл глаза на будущее и жил исключительно настоящим моментом, весь отдавшись заботам о корабле, о своей команде.

– Как погибать? Перевернувшись или нет, от снарядов, от мины, от ядовитых газов, от задушения, от потопления – это от Бога и от начальства! А мы свое дело сделаем! Безусловно, вся сила огня на “Суворове”!...

Так говорил этот человек, которого я, несмотря на обвинения в беспечности, даже в легкомыслии, которыми против него возводились, – не могу не признать идеальным типом солдата… он ни на минуту не терял своего всегда жизнерадостного и бодрого настроения, шутил, острил, живо интересовался разными мелочами, судовой жизни и матросского обихода…».

И действительно, в ходе Цусимского сражения 14 (27) мая 1905 г. на флагманский «Князь Суворов» обрушился шквал огня с японских кораблей. Командир корабля В.В. Игнациус был дважды ранен. По свидетельству того же В.И. Семенова, после перевязки головы В.В. Игнациус находился в жилой палубе, когда в батарее начался пожар. «…Конечно, не выдержал этого момента и, не слушая докторов, бросился по трапу в батарею с криком: “За мной, молодцы! На пожар! На пожар! Только бы одолеть пожар!”.

К нему хлынули разные нестроевые, находившиеся в жилой палубе и легкораненые, уже бывшие на перевязке… Шальной снаряд ударил по люку, и, когда дым рассеялся, ни трапа, ни командира, ни окружающих его людей – никого не было…».

Так ли все было на самом деле – точно неизвестно, но твердо можно сказать, что командир выполнил долг до конца и погиб еще до того, как израненный броненосец погрузился в воды Цусимского пролива.

Мы вспоминаем Василия Васильевича Игнациуса не только как храброго, преданного своему делу офицера, но и как талантливого художника, дающего нам сегодня возможность взглянуть на корабли его молодости.

Текст: А.Ю. Емелин, Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ).


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Капитан 1 ранга В.В. Игнациус. Фрагмент групповой фотографии офицеров эскадренного броненосца «Князь Суворов». 1904 г.
Капитан 1 ранга В.В. Игнациус. Фрагмент групповой фотографии офицеров эскадренного броненосца «Князь Суворов». 1904 г.

Первый лист журнала Морского технического комитета о рассмотрении проекта альбома рисунков такелажных работа В.В. Игнациуса. 10 декабря 1883 г. РГАВМФ
Первый лист журнала Морского технического комитета о рассмотрении проекта альбома рисунков такелажных работа В.В. Игнациуса. 10 декабря 1883 г. РГАВМФ

Первый лист рапорта командующего Гвардейским экипажем Н.А. Неваховича начальнику Главного морского штаба о просьбе лейтенанта В.В. Игнациуса. 26 июля 1888 г. РГАВМФ
Первый лист рапорта командующего Гвардейским экипажем Н.А. Неваховича начальнику Главного морского штаба о просьбе лейтенанта В.В. Игнациуса. 26 июля 1888 г. РГАВМФ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9016 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_8351
Поделиться:

Интересно:

Впервые государственное звание «Мать-героиня» получили мамы-москвички
22.11.2024 16:39 Новости
Впервые государственное звание «Мать-героиня» получили мамы-москвички
В преддверии Дня матери в Москве состоялось вручение государственных наград Российской Федерации столичным многодетным семьям. На торжественной церемонии лауреатов отметила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. «Москва — это тот город...
История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...