Группа ученых провела анализ липидных остатков в 805 фрагментах керамической посуды из археологического памятника Барджин-Хююк, который находится на северо-западе Турции. Исследователи обнаружили, что уже на раннем этапе существования этого поселения (около 6600–6400 годов до нашей эры) местные жители употребляли в пищу молоко или молочные продукты. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS One.
Между 12 и 10 тысячами лет назад, то есть на самой заре эпохи неолита, древние жители Ближнего Востока одомашнили три вида парнокопытных млекопитающих: овец, коз и быков. По-видимому, первоначально этих животных разводили ради мяса и шкур и лишь спустя время люди осознали, что из них можно извлекать дополнительную выгоду в виде молока, шерсти или тягловой силы. Однако вопросы о том, когда именно люди начали делать это, остаются открытыми.
На сегодняшний день самые ранние убедительные свидетельства переработки молока происходят с северо-запада современной Турции, где археологи нашли значительное количество фрагментов керамической посуды, изготовленной около 6500–5000 годов до нашей эры, на поверхности которых сохранились остатки молока. Близкие по возрасту находки известны и из Юго-Восточной Европы, куда выходцы из Малой Азии принесли производящее хозяйство в VII тысячелетии до нашей эры. При этом некоторые исследователи предполагают, что на Ближнем Востоке люди могли доить коров и мелких рогатых животных гораздо раньше, однако найти убедительные доказательства этому пока не получилось.
Хади Озбал (Hadi Özbal) из Босфорского университета совместно с коллегами из Австрии, Нидерландов и Турции сосредоточил свое внимание на еще одном памятнике, расположенном в районе Мраморного моря — Барджин-Хююк. Это поселение, существовавшее между 6600 и 6000 годами до нашей эры. Регион примечателен тем, что, с одной стороны, самые ранние памятники эпохи неолита появляются здесь только в первой половине VII тысячелетия до нашей эры, хотя в Центральную Анатолию производящее хозяйство пришло еще в IX тысячелетии до нашей эры, но, с другой стороны, отсюда происходят древнейшие убедительные свидетельства молочного животноводства.
Исследователи отобрали для анализа липидных остатков 805 фрагментов керамической посуды различных типов, относящихся ко всему периоду существования поселения Барджин-Хююк: раннему этапу (около 6600–6400 годов до нашей эры), среднему (около 6400–6200 годов нашей эры) и позднему (около 6200–6000 годов до нашей эры). В 175 образцах ученые обнаружили поддающиеся интерпретации липиды, 52 из них относились к раннему этапу, 51 — к среднему, 70 — к позднему.
Для дальнейшего изотопного анализа оказались пригодны 143 образца. Ученые выяснили, что 85 из них (60 процентов) представляли собой остатки молока или молочных продуктов, причем они преобладали на всех трех рассматриваемых этапах, 51 образец (36 процентов) — жира жвачных животных. Еще в пяти образцах (четыре процента) присутствовали остатки жира нежвачных животных. В некоторых случаях на одном и том же черепке сохранились и остатки молока, и животного жира.
Полученные результаты указывают на то, что в Барджин-Хююке сохранились одни из древнейших свидетельств существования молочного животноводства. При этом ученые полагают, что люди принесли этот способ ведения хозяйства уже в готовом виде, поскольку значительное количество остатков молока присутствовало на керамике, относящейся к раннему этапу существования поселения. Кроме того, исследователи также проанализировали, какие типы посуды использовались для переработки или хранения молока и молочных продукты. Среди прочего, они обнаружили, что на позднем этапе у жителей поселения Барджин-Хююк появился тип посуды, который представлял собой горшок с четырьмя выпуклостями на тулове и использовался для переработки молока. По мнению исследователей, такие горшки не только было удобно подвешивать над огнем, но и использовать в качестве посуды для взбития молока.
Текст: Михаил Подрезов.
Фото: Hadi Özbal et al. / PLoS One.