В центральной Англии престарелый учитель приводил в порядок свой заросший сад и вывернул тяпкой камень с ранней кельтской надписью, в котором археологи с волнением опознали таинственное архаичное огамское письмо. Об этом сообщает Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» со ссылкой на arkeonews.
Пожилой школьный учитель географии Грэм Сеньор (Graham Senior) мирно подстригал разросшиеся кусты и рыхлил землю на своем участке в Ковентри, когда вдруг вывернул оливково-зеленый продолговатый камень с загадочными насечками. Это случилось в памятном миру роковом 2020 году в самый разгар карантина, и потому учитель не решился «идти в люди» с находкой, положил ее на полку как загадочный курьез и благополучно забыл на несколько лет. Лишь недавно он надумал отнести камень в местную археологическую службу. Там она произвела фурор, поскольку археологи усмотрели в ней ранние кельтские письмена.
Ученые благоговейно осмотрели невзрачный прямоугольный брусок плотного зеленоватого песчаника и первым делом скрупулезно измерили (11 см в длину) и взвесили (139 граммов). В загадочных насечках опознали древнюю огамскую письменность (многие считают ее даже тайнописью) возрастом до 1600 лет. Она служила для записи «архаичного ирландского языка» (пиктов) в 4-6 веках и отчасти «древнеирландского» (кельтского) языка в 6-9 веках. Огам считается первой письменностью в стране, а подобные высеченные в камне письмена известны не только в нынешней Ирландии, но и в Уэльсе и на западе Британии. На сегодня известно примерно 400 надписей, большинство из них датируются периодом бытования архаичного ирландского языка. Иногда эти надписи расшифровывают как имена землевладельцев, высеченные в столбик, и в таких случаях считают прозаическими хрониками владения участком или межевыми знаками.
Огамическое письмо известно как письменность древних кельтов и пиктов. Оно бытовало наряду с латиницей и, возможно, служило тайнописью. Известно, что словом «огам» обозначалась не только сама письменность, но и племенной тайный язык. По преданию, огамическое письмо было названо так по имени создателя, однако возможен и обратный вариант – название впоследствии приписали мифическому создателю. Есть весьма достоверное предположение, что оно происходит от кельтского слова og-úaim – «острый резец», поскольку им делались надписи. Уникальность огамического письма в том, что линейные резы в нем расположены группами от одной до пяти – обычно по вертикали снизу вверх. На вертикально поставленных каменных плитах знаки обычно высечены по ребру, а гласные отмечаются точками.
Мистики уверяют, что этот кельтский алфавит использовался для волшебства, предсказаний и тайного общения, и называют его «оракулом древа», так как многим буквам алфавита соответствует дерево или кустарник. В ирландской саге «Воспитание в Доме Двух Чаш», чародей Мананнан учит сына заговору на отца такими речами: «И скажи ему, чтобы не возвращался он в дом, который покинет, пока не станет снова одним огам и аху, земля и небо, солнце и луна». Что такое «аху», пока достоверно неизвестно, зато известно, что древние ирландцы именовали огамом не только письмо, но и надгробный камень. Многие огамические письмена нанесены именно на могильные (они же часто межевые) камни. Недаром в ирландских сагах часто звучит фраза «поставил на могиле камень и высек на нем имя».
Эксперт Бирмингемского музейного фонда Тереза Гилмор (Teresa Gilmore) поведала в интервью каналу RTÉ в программе Morning Ireland, что находку камня с огамической надписью в центральной Англии (Мидлендсе) можно считать сенсацией. «Такие находки еще не встречались в Мидлендсе, – уверяет Гилмор. – Подавляющее большинство таких артефактов найдено в Ирландии».
Профессор кафедры кельтской истории университета Глазго Кэтрин Форсайт (Katherine Forsyth) провела специальные исследования, которые отчасти пролили свет на послание и происхождение камня. Впрочем, ее датировка осталась весьма неопределенной: «скорее всего, надпись сделана в пятом-шестом веке, хотя не исключается, что и в четвертом». Резные надписи имеются на трех из четырех сторон камня. Надпись прочитали как «Maldumcail/S/ Lass». Она не вполне понятна, ибо основную часть можно трактовать как личное имя Mael Dumcail (Маэль Думкайл), а вот S и Lass оставляют широкое поле для догадок. В современном языке Lass означает «девушка», но в огаме смысл почти наверняка иной. С учетом известных науке назначений огамских надписей, в камне осторожно предполагают «ориентир для определения местоположения» (то есть все тот же межевой знак).
Теперь ученые и краеведы гадают, каким образом камень мог попасть в центральную Англию. Одни глубокомысленно рассуждают о неких «миграционных процессах», другие простирают предположения до «присутствия в регионе раннесредневекового монастыря», куда его якобы занесли, а может быть, и надписали на месте. Как бы то ни было, камень в настоящее время экспонируется в художественной галерее при музее Герберта в Ковентри (Herbert Art Gallery and Museum ), которому находчик щедро передал его в дар на вечное хранение. В галерее с 11 мая действует выставка Collecting Coventry, где каждый посетитель может лично осмотреть камень и выдвинуть собственные смелые варианты его прочтения и появления в центральной Англии.
Фото: The Herbert Art Gallery and Museum.