Наиболее престижной международной награды за достижения в кинематографии, ежегодно с 1929 г. вручаемой в США, – премии американской киноакадемии «Оскар», неоднократно были удостоены советские фильмы. Первый из них – документальная кинолента «Разгром немецких войск под Москвой» режиссеров Л.В. Варламова и И.П. Копалина, снятая в октябре 1941 г. – январе 1942 г., была признана лучшей в своей номинации в 1943 г.
Следующим уже игровым фильмом, получившим премию «Оскар» как «лучший фильм на иностранном языке», стала историческая кинокартина С.Ф. Бондарчука «Война и мир», признанная одной из самых масштабных, созданных не только советским, но и мировым кинематографом.
Экранизация великого романа Л.Н. Толстого ранее уже номинировалась на «Оскар». Так, американский фильм режиссера Кинга Видора с кинозвездами Одри Хепберн и Генри Фондом в главных ролях не стал обладателем престижной награды, несмотря на талант его создателей. Вероятно, иностранным режиссеру и актерам не удалось передать всю глубину произведения, а также особенности русского характера, прекрасно описанного автором.
После выхода на экран американской киноверсии романа в Советском Союзе решили создать отечественную кинокартину, более выигрышную в сравнении с зарубежной. Вопрос об этом рассматривался в Министерстве культуры СССР.
Советский кинофильм «Война и мир» создавался на студии «Мосфильм» долгих семь лет, с 1961 г. по 1967 г. Экранизация романа Л.Н. Толстого, запланированная как эпическая историческая драма, потребовала не только больших финансовых затрат, но и многочисленных людских ресурсов. Большую помощь оказало Министерство обороны СССР. Для съемок батальных сцен военное ведомство предоставило технику, снаряжение, был даже сформирован специальный кавалерийский полк.
На роль режиссера этой исторической киноэпопеи претендовали два выдающихся мастера С.Ф. Бондарчук и И.А. Пырьев, но последнее слово оставалось за министром культуры СССР Е.А. Фурцевой, которая отдала предпочтение более молодому режиссеру, к тому же исполнителю одной из главных ролей.
Работа над сценарием кинокартины «Война и мир» заметно отличалась от общепринятой: обычно сначала готовился литературный сценарий, а затем уже режиссерский, но в данном случае, учитывая опыт и кинематографические приемы С. Ф. Бондарчука, литературный и режиссерский сценарии разрабатывались одновременно. В ходе съемок неоднократно пересматривалась и структура фильма: режиссер планировал передать содержание объемного произведения Л.Н. Толстого в четырех сериях фильма, но Министерство культуры СССР в целях экономии средств решило сократить их количество до трех. С трудом режиссеру удалось отстоять свой замысел. В результате председателем Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии А.В. Романовым были утверждены четыре серии фильма. В соответствии с требованием режиссера, каждый эпизод должен достоверно отражать период начала XIX в., поэтому при съемках учитывались мнения консультантов и специалистов по истории Отечественной войны 1812 г., а также экспертов по костюмам и оружию, что позволило с максимальной точностью воссоздать особенности эпохи.
Первые части фильма «Андрей Болконский» и «Наташа Ростова» вышли на советский экран в 1966 г. Успех их был грандиозным, что видно из отзыва заместителя председателя Госкомитета по кинематографии В.Е. Баскакова: «1-я и 2-я серии кинофильма «Война и мир» с успехом идут на экранах страны. Только в Москве фильм посмотрело более 6 миллионов зрителей». Окончательное создание широкоформатной цветной киноэпопеи «Война и мир» завершилось с выходом на экран 3-й («1812 год») и 4-й («Пьер Безухов») частей фильма. Долго ожидаемые новые серии фильма также восторженно были встречены зрителями, а кинокритиками – единодушным признанием. Высокую оценку получил фильм и за рубежом.
Вскоре после выхода на советский экран последних серий фильма в октябре 1967 г. Госкомитету по кинематографии поступило предложение от исполнительного директора американской киноакадемии Маргарет Херрик об участии советской кинопродукции в конкурсе на премию «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке». После принятия положительного решения организаторам конкурса сообщили, что СССР в качестве номинанта на премию «Оскар» планирует представить фильм «Война и мир». В телеграмме американской киноакадемии, подтверждающей участие советской кинокартины в конкурсе, также отмечено, что в той же номинации будут рассмотрены работы из Венгрии – «Мальчишки с улицы Пала» (реж. З. Фабри), Чехословакии – «Бал пожарных» (реж. М. Форман), Италии – «Девушка с пистолетом» (реж. М. Моничелли) и Франции – «Украденные поцелуи» (реж. Ф. Трюффо).
Советский фильм «Война и мир» впервые был показан в США в апреле 1968 г. В Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ) сохранились документы, в которых рассказано об этом. На премьерном кинопоказе, состоявшемся в одном из кинотеатров Нью-Йорка, участвовала советская делегация в составе: режиссер С.Ф. Бондарчук, актрисы Л.М. Савельева и И.К. Скобцева. Американская пресса, рассказывая об успехе новой экранизации произведения Л.Н. Толстого, отмечала, что фильм представляет собой историческую и художественную классику, является триумфом С. Бондарчука, человека, который сделал этот фильм: «Граф Толстой писал свой самый величайший в мире роман пять лет, столько же лет делал это большое кинопроизведение режиссер Сергей Бондарчук».
В марте 1969 г. директор киностудии «Мосфильм» В.Н. Сурин получил письмо из США с просьбой направить советского делегата (актера или режиссера) для участия в церемонии награждения премией «Оскар». Поскольку процедура вручения награды была назначена на середину апреля, когда С.Ф. Бондарчук должен участвовать в съемках фильма «Ватерлоо» в Италии и не мог отправиться за океан, вместо него решили направить исполнительницу роли Наташи Ростовой молодую актрису Людмилу Савельеву. В начале апреля 1969 г. ее кандидатура была утверждена всеми инстанциями, включая Министерство культуры СССР и ЦК КПСС.
Церемония награждения победителей и призеров конкурса на премию «Оскар» состоялась 14 апреля 1969 г. Известные голливудские актрисы Джейн Фонда и Натали Вуд вручили золотую статуэтку главного приза «Оскар» Людмиле Савельевой за кинокартину, получившую высший приз в своей номинации. Советский Союз впервые получил «Оскар» за игровой фильм, что в очередной раз подтвердило высокий уровень отечественной кинематографии. В зарубежных СМИ о советском фильме были лишь хвалебные отзывы: «С кинематографической точки зрения фильм заслуживает самую высокую оценку. Большое впечатление производят съемки, сделанные через облака с самолета, многочисленные кадры деревьев, удивительные детали балов русской аристократии того периода, десятки тысяч солдат в батальных сценах». Этот фильм вошел в историю как один из монументальных и неповторимых в мировой кинематографии.
Текст: М.С. Гаевская, Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ).
Фото из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: