Археологи обнаружили руины ханаанского храма, построенного в честь восходящего Солнца на вершине кургана Азека, древнего поселения в современном центральном Израиле. Об этом сообщает Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» со ссылкой на израильское издание Haaretz.
По словам исследователей, комплекс позднего бронзового века и впечатляющие артефакты, найденные в нем, дают представление о религиозных верованиях хананеев, демонстрируя сильное влияние древнеегипетской культуры.
Свидетельства насильственного разрушения храма и всего этого места также открывают окно во внезапный крах множества цивилизаций, который произошел в конце бронзового века и привел к возникновению новых культур и политических образований в Леванте, включая древний Израиль.
Храм в Азеке археологи раскапывают с 2014 года. Здесь работает команда Тель-Авивского университета под руководством профессора Одеда Липшица. Их открытия на территории комплекса были описаны в марте в журнале Biblical Archeology Review.
Археологи выявили два этапа в долгой истории храма, охватывающей вторую половину позднего бронзового века (16-12 века до н.э.). Первоначально, где-то в конце 14-го или начале 13-го века до нашей эры, жители Азеки создали святилище под открытым небом, построив большую мощеную платформу на вершине кургана, с которой открывался захватывающий вид на восток на долину Эла, которая позже стала местом библейской «дуэли» Давида и Голиафа.
По данным команды археологов, богослужение было сосредоточено вокруг каменного алтаря и чаши для слива жидкостей из подношений, покрытых гипсом. Рядом с алтарем находился столб, распространенный культовый объект в древнем Леванте, сделанный из гладкого известняка и отражавший утренний свет.
«Учитывая яркость этих поверхностей, легко представить, как лучи утреннего солнца окрашивают это пространство в яркие оттенки золота, оранжевого и розового», — пишут археологи.
Ориентация на восток известна из других святилищ в Леванте и очень похожа на египетские солнечные храмы того же периода, посвященные ежедневному возрождению Солнца, говорят исследователи.
На втором этапе, в конце 13 или начале 12 века до нашей эры, храм был капитально отремонтирован. Некоторые открытые пространства были огорожены стенами и боковыми комнатами, добавлены скамейки и дополнительные камни для поклонения.
В фундаменты строители заложили семь так называемых «лампочек» и «чаш». Хотя количество этих отложений необычно, в эпоху поздней бронзы было обычным делом ставить лампу и пустую чашу в фундамент нового здания, объясняет доктор Сабина Клейман, одна из археологов Тель-Авивского университета в команде.
«Древние египтяне также помещали предмет посвящения в фундамент нового или отремонтированного здания, чтобы призвать на него божественную защиту», — рассказал Клейман.
«Мы не знаем точного значения ханаанской версии этого обряда. Но мы можем предположить, что чаша символизирует пищу, а лампа — свет», — говорит Липшиц. — «Для меня это действительно трогательная комбинация. Когда вы строите дом, все, что вам действительно нужно, — это чтобы он был наполнен светом, и чтобы в нем была еда, средства к существованию и процветание».
Внутри залов храма археологи обнаружили множество культовых предметов, в которых сочетались элементы египетской и ханаанской культур. Среди них была бронзовая статуя ханаанского бога бури Ваала и редкий амулет, сделанный из энстатита, минерала, недоступного в Ханаане, который пришлось импортировать из Египта. Обратная сторона артефакта покрыта иероглифами, а на лицевой стороне изображена триада египетских божеств: бог солнца Ра; Сет, повелитель бурь, войны и всеобщего зла; и богиня неба Хатор.
Восточная ориентация храма и его многочисленные культовые связи с поклонением Солнцу не должны заставлять нас думать, что комплекс был посвящен исключительно богу Солнца, утверждают археологи. Клейман отмечает, что в ханаанских храмах в одном святилище поклонялись нескольким божествам.
«Мы должны отказаться от попыток связать эти храмы с одним или даже несколькими богами», — говорит Клейман. — «Это было место, куда приходили поклоняться, каждый мог прийти и совершить посвящения кому угодно: своим предкам, Ваалу, египетским богам, божеству долины Эла [что на иврите означает богиня]».
Азека, примерно в 30 километрах к юго-западу от Иерусалима, представляет собой многослойный объект, известный в Леванте, который был заселен на протяжении тысячелетий – каждый новый город строился поверх старого. Сам храм эпохи поздней бронзы был построен на массивных укреплениях среднего бронзового века, которые археологи прозвали «монстром».
Хотя храм когда-то стоял на вершине кургана, его руины теперь лежат (что довольно неудобно для любознательных исследователей) на крутом склоне, под руинами последующего железного века и эллинистической эпохи.
В эпоху поздней бронзы Азека была большим и процветающим ханаанским городом в Шефеле, плодородной горной местности у подножия Иудейского нагорья. Он занимал стратегическое место с видом на Гат, который вскоре стал крупным филистимским городом, и вход в долину Эла.
Археологи отмечают, что многочисленные признаки египетского влияния, обнаруженные в храме и других местах города эпохи поздней бронзы, подчеркивают устойчивые связи между местными хананеями и землей фараонов того времени.
Исследователям давно известно, что Ханаан находился под контролем Египта в середине 15 века до н.э., и его власть над регионом продолжалась до середины 12 века до нашей эры. Это было время краха бронзового века, когда множество цивилизаций, в том числе хетты в Анатолии и микенцы в Греции, быстро исчезли по до сих пор неясным причинам, хотя считается, что ключевую роль сыграли изменения климата.
Египет с трудом пережил последовавшие за этим войны и беспорядки, но покинул Ханаан около 1150 г. до н.э., и его империя так и не восстановилась полностью. Тем не менее, по словам Клейман, храм в Азеке отражает сильное египетское влияние даже в последние дни бронзового века.
«У нас настолько сильные связи с Египтом, что мы можем с уверенностью сказать, что Азека был в прямой связи с египетской администрацией, Египет все еще существовал», — говорит Клейман.
Между прочим, имя Азека, которое появляется в Библии и ассирийских источниках, вероятно, было дано этому месту позже, когда Иудейское царство взяло под свой контроль эту территорию в конце девятого или начале восьмого века до нашей эры. По словам Липшица, Азеку Бронзового века, вероятно, можно идентифицировать как город под названием Морашту в египетском дипломатическом архиве, найденном в Тель-Амарне, и Морешете или Морешет-Гате в Библии (говорят, что пророк Михей, живший в восьмом веке до нашей эры, был оттуда родом).
Каким бы ни было название, воплощение Азеки в поздней бронзе просуществовало всего пару десятилетий после ухода египтян. Город был полностью разрушен неизвестной силой, а его население, по-видимому, было уничтожено около 1130 г. до н.э.
Человеческие скелеты и следы насильственных разрушений находят практически каждый раз, когда археологи достигают слоев позднего бронзового века, в том числе в недавно открытом храме, отмечают Липшиц и Клейман.
Пять жертв, все мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, были найдены в храме, похороненные под его обрушившимися стенами. Двое погибли во дворе храма, а трое, вероятно, стояли на крыше здания, когда оно обрушилось, сообщают археологи.
Делали ли они последнюю попытку защитить храм или молились своим богам о спасении, мы, вероятно, никогда не узнаем.
Мы также не знаем, кто разрушил город. Главным подозреваемым является зарождающаяся власть филистимлян в соседнем Гате, хотя огненный конец городу мог также прийти от рук другого близлежащего города-государства или в результате внутреннего восстания, говорит Липшиц.
Что мы точно знаем, так это то, что разрушение было полным, и никто не пришел хоронить мертвых или разграбить их сокровища. Этот слой щебня лежит практически нетронутым. Это похоже на мини-Помпеи, говорят археологи, сравнивая Азеку с римским городом, застывшим во времени, в данном случае погребенным под пеплом извержения Везувия в 79 году нашей эры.
Азека оставалась заброшенной около 200 лет. В этом мы определенно можем винить гиттов, которые не одобрили бы возрождение крепости, стратегически расположенной над их собственным городом, говорит Липшиц. Только когда сам Гат был разрушен арамейским вторжением около 830 г. до н.э., местные жители смогли восстановить Азеку, добавляет он.
Храм поздней бронзы в Азеке — не единственное ханаанское место поклонения, найденное археологами. Например, в самой Азеке есть как минимум еще один храм, а аналогичное святилище было раскопано неподалеку в Лахише, другом крупном поселении в Шефеле, также разрушенном примерно в то же время, говорит Клейман.
Но открытие еще одного храма того периода дает новое представление о ханаанской культуре и дает возможность сравнивать различные находки и функции в различных святилищах, считает Клейман. Хотя им приписывают изобретение алфавита около 4000 лет назад, хананеи оставили нам мало надписей – почти ничего по сравнению с грудами письменных материалов из Древнего Египта и Месопотамии. Поэтому их культура и верования остаются для нас относительно непрозрачными, и каждое новое открытие помогает исследователям приоткрыть завесу тайны, скрывающую эту древнюю цивилизацию.
Фото: TAU /Lautenschläger Azekah Exped.