В Ленинградском Малом оперном театре 8 марта 1929 года прошла премьера эстрадно-музыкального представления «Теаджаз» - Театральный джаз, имевшая ошеломляющий успех. В нем в амплуа певца, скрипача и артиста разговорного жанра выступил Леонид Осипович Утесов. Выступление сопровождалось игрой созданного Утесовым джаз-оркестра.
Это выступление всколыхнуло целую волну «подражателей» - до начала войны теаджазы типа утесовского функционировали в ряде городов СССР. Первая постановка джаз-оркестра Утесова «Теаджаз», давшая наименование оркестру, состояла всего из шести номеров.
Утесов читал под аккомпанемент оркестра стихотворение Багрицкого «Контрабандисты», играл на скрипке «Сент-Луис блюз» Хенди, пел романс «Где б ни скитался я», песни «Никита», «Волжские лирические страдания», «С Одесского кичмана». Представление заканчивалось шлягером «Пока», транслировавшимся по репродуктору на площадь перед театром после спектакля.
Поскольку музыкальный руководитель Скоморовский и музыканты, приглашенные Утесовым из Малого оперного театра, неохотно включались в театрализованное действие, Утесов ко второй программе «Джаз на повороте» полностью обновил состав оркестра. Молодые музыканты на долгие годы стали партнерами Утесова в создании театрализованных представлений.
С 1930 года программы «Теаджаза» часто включались в представления Ленинградского мюзик-холла. На музыку Шостаковича был поставлен спектакль «Условно убитый», в содружестве с Дунаевским было создано обозрение «Музыкальный магазин» и другие. В 1934 году Утесов и его коллектив «блеснули» в первом советском мюзикле «Веселые ребята».
Во второй половине 1930-х годов, после роспуска мюзик-холлов, «Теаджаз» Утесова работал на эстраде самостоятельно в наиболее приемлемой форме существования джаза на эстраде. И только в послевоенные годы наименование «Теаджаз» исчезло с эстрады, став просто Джазом.
Фото из открытых источников.
Участники событий и другие указанные лица: