На севастопольском рейде 29 октября 1955 года затонул линкор Черноморского флота Военно-морского флота СССР «Новороссийск». Первый взрыв прогремел под корпусом корабля с правого борта в носу, вырвав часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру. После второго взрыва по левому борту корабля образовалась вмятина. В результате катастрофы погибло 829 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.
Боевой корабль до 1948 года входил в состав итальянского ВМФ под названием «Джулио Чезаре». После выхода Италии из войны страны-победительницы разделили итальянские боевые корабли в счет репараций. Советский Союз претендовал на новые линкоры типа «Литторио», однако ему достался лишь устаревший «Джулио Чезаре». Хотя к концу войны в строю из советских тяжелых кораблей оставались лишь два старых линкора - «Севастополь» и «Октябрьская революция», - СССР все еще имел амбициозные планы по строительству линейных кораблей, и для подготовки экипажей планировалось использовать «Чезаре».
Вечером 28 октября 1955 года линкор вернулся из похода для участия в празднованиях по случаю 100-летия обороны Севастополя и занял место на бочке №3 в районе Морского госпиталя. Швартовка прошла нештатно - старпом, капитан 2-го ранга Хуршудов, замещавший находившегося в отпуске командира корабля, проскочил нужное место на полкорпуса. После швартовки часть экипажа, включая временно исполняющего обязанности командира, убыла на берег. Старшим офицером остался помощник командира корабля Сербулов.
В 1 час 31 минуту 29 октября 1955 года под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000 - 1200 килограммам тротила, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру. Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек. Взрыв произошел возле Госпитальной стенки Севастопольской бухты. Кроме того, через 30 секунд раздался второй взрыв по левому борту, в результате которого образовалась вмятина.
Линкор пытались отбуксировать на мелководье, но прибывший на корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко приостановил начатую буксировку. Запоздалое приказание о возобновлении буксировки оказалось бессмысленным: носовая часть уже села на грунт. Не сразу адмирал позволил и эвакуировать незанятых в спасательных работах моряков, которых на юте скопилось до 1000 человек.
Когда решение об эвакуации было принято, крен корабля начал стремительно нарастать. В 4 часа 14 минут линкор лег на левый борт и через мгновение уткнулся мачтами в грунт. В 22 часа корпус полностью исчез под водой.
В катастрофе погибли 829 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Многие были заперты в отсеках опрокинувшегося корабля - из них удалось спасти лишь 9 человек, семерых через прорезанное в кормовой части днища отверстие и двоих из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту. Водолазы перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков только 1 ноября.
Летом 1956 года экспедиция подводных работ особого назначения ЭОН-35 приступила к подъему линкора методом продувания. Подготовительные работы завершились в апреле 1957 года, и с 30 апреля начали предварительную продувку. Генеральную продувку начали 4 мая, и в тот же день линкор всплыл кверху килем - сначала носовая оконечность, а потом корма. Днище поднялось над водой примерно на 4 метра.
При подъеме корабля на дне осталась третья башня главного калибра, которую пришлось поднимать отдельно. Многие за участие в спасательной операции получили награды и были отмечены почетными грамотами ЦК ВЛКСМ. Корабль отбуксировали в Казачью бухту 14 мая и перевернули. В дальнейшем корабль был разобран на металл. Стволы 320-миллиметровых орудий до 1971 года лежали напротив Морского училища.
Расследованием катастрофы занималась комиссия во главе с заместителем председателя Совета министров СССР Вячеславом Малышевым. Согласно докладу комиссии, «наиболее вероятно, что 29 октября 1955 года под кораблем имел место взрыв немецкой мины типа RMH или LMB с взрывателем М-1, поставленной в период Великой Отечественной войны». Также рассматриваются версии детонации корабельного боезапаса и диверсия.
Фото: Википедия.