В сказаниях и легендах змееборец — это собирательный мифический образ героя, победителя змея — чудовища. Много историй о змееборцах было отражено в русских народных сказках, например, змееборцами были Никита Кожемяка, Илья Муромец и Иван-царевич.
Легенды гласили, что змеи проникали в мир людей для того, чтобы стать над ними властителями, обещая защиту людям в обмен на дань, причем чаще всего данью служили либо рабы для работы, либо молодые девушки для развлечения змею. Кстати, именно змеям приписывается создание Змиевых валов – уникальных оборонительных сооружений дорюриковской Руси. Остатки некоторых таких валов сохранились до наших дней.
Кроме того, в истории основания нескольких крупных городов так же присутствовал какой-нибудь змей. А еще, согласно легендам, именно змеи научили людей почти всем ремеслам, скотоводству, торговле, и даже принесли в наш мир некоторые растения. Так что общая теория о том, что рептилоиды являлись прародителями нашего мира, вполне себе подтверждается и славянской мифологией.
Но в один прекрасный миг люди вдруг расхотели мирно жить под змеиной «крышей». Почему не известно, но может змеи «обнаглели», может люди «повзрослели», но факт остается фактом – появились змееборцы.
Легенды гласят, что змееборцы тоже не были простыми людьми, а были они богатыри змиевой крови – то есть сыновья или внуки тех самых змеев, рожденных земными женщинами. Наиболее характерной такой легендой является легенда о царе Катигорошко, известном так же как Царь Горох. Так вот он, как один из первых змееборцев, который лупил их еще самым примитивным оружием – дубиной, был классическим змиевым сыном. Легенды говорят, что родился он у своей матери после того, как на их семью напал змий, и угнал в рабство всех его старших братьев и сестер. Кстати, о многом говорит и его имя – как известно горох является ритуальным растением змиев.
Еще интересна легенда об Иване, Собачьем сыне – оказывается, оборотни так же были достойными соперниками змиев. Согласно этой легенде царица некоего царства не могла иметь детей, до тех пор, пока в реке не выловили волшебную рыбу. Рыбу ту съела сама царица, рыбью голову отдали кухарке, а рыбьи потроха – собаке. И через положенное время у всех троих родилось по сыну – Иван, Царский сын, Иван, Кухаркин сын, и Иван, Собачий сын. Как ни странно, но настоящим богатырем оказался именно последний Иван – собачий сын – именно он победил трех змиев на Калиновом мосту, который по легенде символизировал границу между двумя мирами – миром людей и миром змеев.
Но кроме сказочных героев, больший интерес вызывают святые змееборцы, которые оставили после себя более существенные «следы» — иконы и гравюры. Вообще в Ветхом Завете образ дракона упоминается более двадцати раз, и, естественно были и те, кто их побеждал. Самым известным змееборцем, по Ветхому Завету, был святой Георгий Победоносец, хотя кроме него были и другие — святые Феодор Тирон и Феодор Стратилат, — все они побеждали драконов.
Святой Георгий – змееборец, был мужественным и доблестным витязем, защитник слабых, небесный покровитель воинства. Ему посвящались многочисленные храмы, его именем, по-русски звучащим Юрий, охотно крестили детей, о нем слагались песни, которые пели на торжищах слепцы, рассказывая о подвигах «Егория Храброго».
Наиболее известным в народе было сказание о том, как Георгий спас от смерти царевну, убив страшного змея, на жертву которому она была обречена. Основой этой легенды, скорей всего, был старый античный миф о Персее и Андромеде, но русские же люди узнавали в змееборце Георгии родного брата своего богатыря Добрыни Никитича, тоже победившего Змея Горыныча и освободившего плененных им людей.
Сохранилось довольно много икон, изображающих святого Георгия в момент его битвы с драконом, которые отражали идеальный образ смелого воина, так необходимого людям той суровой эпохи. На иконе XIV века Георгий, стройный, изящный юноша, скачет на белоснежном коне. Под ногами коня вьется крылатое чудовище. Длинным копьем Георгий пронзает голову дракона. Весь этот образ Святого Георгия – змееборца, не смотря на то, это священный образ, насквозь пропитан сказочностью, так характерной для русского народного творчества.
Может быть именно поэтому этот образ настолько полюбился нашему народу, что святой Георгий стал символом московских царей?
Автор: Ксения Кужман.
Изображение из открытых источников.