На этой неделе международная группа исследователей сообщила об открытии того, что, по их мнению, является давно утерянной картиной величайшего мастера эпохи Возрождения Рафаэля Санцио, датируемой 1504 годом, сообщает интернет-издание Artnet News.
Тем не менее, некоторые эксперты не верят, что найдена работа Рафаэля, называя представленное произведение искусства «старой, дешевой копией».
На картине высотой 18 дюймов, изображена Мария Магдалина на почти черном фоне. Образ создан по образцу почти идентичной и довольно известной картины, выполненной в 1500 году учителем Рафаэля Перуджино, который сейчас находится в Палаццо Питти во Флоренции. В обоих случаях лицо Магдалины похоже на лицо жены Перуджино – Кьяры Фанчелли.
Недавно обнаруженная картина была найдена в собрании неназванного коллекционера. Практический анализ пропорций и композиции произведения привел исследователей к выводу, что оно было создано самим Рафаэлем. В центре их аргументов находится сполверо — мелкая пыль, используемая для передачи контуров предварительного рисунка, найденная под поверхностью работы 1504 года.
Исторические примеры показывают, что Рафаэль на протяжении всей своей карьеры использовал технику сполверо для переноса рисунка на полотно. Перуджино, как утверждают исследователи, этого никогда не делал.
Результаты исследования группы искусствоведов, которые, как ожидается, будут опубликованы в следующем выпуске французского журнала Art and Science, были представлены во время конференции, состоявшейся на этой неделе в небольшом восточно-итальянском городке Пергола.
По мере распространения слухов о работе исследователя некоторые представители художественного мира объявили об открытии новой работы Рафаэля. Другие сочли выводы ученых неубедительными.
Витторио Сгарби, известный искусствовед и заместитель министра культуры Италии, был среди тех, кто критиковал это открытие. «Нет шансов, что картина, рекламируемая как Рафаэль… принадлежит мастеру из Урбино», — сказал он. — «Это всего лишь журналистская сенсация… основанная на знаниях немногих».
В отчете, опубликованном итальянским художественным изданием Finestre Sull'Arte, выделены причины скептицизма по поводу исследования, в том числе тот факт, что Перуджино в некоторых случаях действительно использовал спольверо. В статье также отмечается, что одна из исследовательниц — участниц проекта, Анналиса Ди Мария, ранее подверглась критике за то, что до проведения экспертной оценки приписала некий рисунок Леонардо да Винчи.