Четыре предмета XIX века передали в дар музею-заповеднику «Царское Село» супруги Ольга и Александр Борисовы – члены Клуба друзей музея. Это шкатулка с живописным изображением на крышке сцены «Петр Великий в бурю на Ладожском озере» и три вазы из голубой яшмовой массы с многофигурными композициями на тему греческой мифологии. Предметы дарители приобрели специально для музея.
Сохранившееся на шкатулке клеймо свидетельствует о том, что она была изготовлена в 1880-е годы в селе Осташково Московской губернии на фабрике Василия Осиповича Вишнякова – одном из центров русского лакового искусства.
Сюжет, воспроизведенный на крышке шкатулки, основан на реальных событиях. На парусном судне, построенном на верфи в Лодейном Поле, Петр I вышел в открытую Ладогу, но, не дойдя до устья реки Свирь, корабль сел на мель. Пересев на рыбацкий баркас, император решил достигнуть берега, но попал в бурю. Лишь благодаря его умению управлять лодкой, удалось избежать гибели людей в шторм.
Этот сюжет был популярным в России и получил отображение в различных видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В 1812 году французский исторический живописец Карл Штейбен написал картину на эту тему. Впоследствии композицию Штейбена часто копировали другие мастера, использовали для создания гравюр, гобеленов, часов и других произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Непосредственный источник композиции на крышке шкатулки – картина Александра Коцебу «Подвиг Петра I во время бури» (1832), представляющая собой немного измененную уменьшенную копию полотна Штейбена. Мастер, расписавший шкатулку, незначительно изменил и упростил композицию, ракурсы и лица персонажей, цвета одежд Петра и рыбаков, отдельные детали, рисунок волн и облаков, положение судна, не изобразил птиц.
«Вероятно, создание шкатулки было приурочено к 160-летию смерти императора», – говорит хранитель коллекции «Быт» ГМЗ «Царское Село» Елена Калугина.
Из трех подаренных ваз с многофигурными композициями на тему греческой мифологии – две составляют пару. Сосуды выполнены из голубой яшмовой массы с белым рельефным декором в технике «пат-сюр-пат». Предметы были изготовлены на немецком заводе «Виллерой и Бох» (Villeroy&Boch).
Сюжет на парных вазах в форме амфор посвящен Троянской войне. Аналогичные предметы находятся в Музее искусства керамики (Амоса, Калифорния).
Подпись «JStahl 97» позволяет связать создание сосудов с именем Жана-Батиста Шталя (1861–1940), изобретателя фанолитов – фарфоровой массы, сочетающей в себе преимущества каменной (яшмовой) керамики и техники «пат-сюр-пат», впервые разработанные английским мастером Дж. Веджвудом в 1770-х годах.
«На то, что вазы перекликаются с изделиями Веджвуда, указывают также «классический» голубой цвет массы и белый декор. Цифра 97 дает возможность датировать парные вазы 1897 годом. Фарфоровые рельефы на изделиях Шталя принесли ему золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году», – объясняет хранитель коллекции «Фарфор» ГМЗ «Царское Село» Елена Еремеева.
Все подаренные предметы обладают высокими художественными качествами и станут выразительным дополнением коллекций музея.
Фото: Министерство культуры Российской Федерации.
Участники событий и другие указанные лица: