На острове Гуадалканал 21 августа 1942 года произошел бой у реки Тенару в ходе Второй мировой войны, между армиями Императорской Японии и союзников, состоящей главным образом из частей морской пехоты США. Это сражение стало первым крупным сухопутным наступлением японцев во время Гуадалканальской кампании.
В бою морская пехота США под командованием генерал-майора Александера Вандегрифта успешно отразила атаку «Первого элемента» полка «Итики» под командованием полковника Киенао Итики. Морские пехотинцы обороняли периметр вокруг мыса Лунга, где находился аэродром Хендерсон-Филд, который был захвачен войсками союзников во время высадки на Гуадалканал 7 августа. Подразделение Итики было послано на Гуадалканал в ответ на высадку союзников с задачей вернуть аэродром и сбросить противника с острова.
Недооценив силы контингента союзников на Гуадалканале, который к тому времени насчитывал около 11 000 человек, полк Итики пошел во фронтальную ночную атаку на позиции морских пехотинцев у бухты Аллигатор на восточной стороне периметра Лунга. Атака Итики была отражена с большими потерями для атакующих. На рассвете морские пехотинцы контратаковали оставшихся солдат Итики, убив большинство из них. В итоге все японские солдаты, кроме 128 из первоначальных 917 человек подразделения Итики «Первый элемент», погибли в бою.
Бой был первым из трех крупных сухопутных наступлений японской армии во время битвы за Гуадалканал. После боя у реки Тенару японцы осознали, что силы союзников на Гуадалканале значительно больше и сильнее, чем они ранее предполагали, и в последующем на остров отправлялись намного более крупные силы с целью возврата аэродрома Хендерсон-Филд.
Для американцев и их союзников победа у реки Тенару стала важным психологическим фактором для поднятия духа солдат Союзников, после серии поражений от японской армии на Тихом океане в Восточной Азии они наконец узнали, что японские солдаты могут быть побеждены в сухопутном бою.
Бой у реки Тенару также установил прецедент, который определил дальнейший ход боев на Тихом океане, что японские солдаты не хотели сдаваться в плен, и даже тяжелораненые или в безнадежном положении они продолжали сражаться. По этому поводу Вандегрифт отмечал: «Я никогда не слышал и не читал о такой манере боя. Эти люди отказываются подчиняться. Они ожидают, когда кто-то из наших солдат подойдет проверить его и разрывают его, себя и своих товарищей в клочья ручной гранатой».
Роберт Леки, ветеран Гуадалканала, описывает последствия боя в своей книге Helmet For My Pillow, «Огнем нашего полка было убито около 900 японцев. Большинство из них лежали кучами перед огневыми точками на песчаной косе, словно они умирали не в одиночку, а большими группами. Между ними сновали охотники за сувенирами. Они двигались осторожно, словно опасаясь неведомых ловушек, но не прекращали избавлять мертвые тела от их имущества».
Бой также оказал важное психологическое влияние на японских солдат, которые верили в собственную непобедимость и превосходство духа. Большая часть спасшихся из отряда Итики 25 августа дошла до мыса Тайву и радировала в Рабаул в штаб 17-й армии, что подразделение Итики было «почти полностью уничтожено недалеко от аэродрома».
Офицеры штаба армии отреагировали на новость с недоверием, но было принято решение отправить дополнительные войска на Гуадалканал вернуть Хендерсон-Филд. Следующим крупным наступлением на периметр Лунга стала битва за хребет Эдсона, состоявшаяся через три недели, в этот раз наступающие использовали гораздо большие силы, чем у реки Тенару.
Фото: Википедия.
Исторические события: