07.08.2023 09:43, Редакция: 07.08.2024 09:43
Новости.
Просмотров всего: 65142; сегодня: 6.

221 год с начала первого кругосветного плавания кораблей флота России

221 год с начала первого кругосветного плавания кораблей флота России

26 июля (7 августа) 1803 года началось первое кругосветное плавание кораблей российского флота.

План кругосветного плавания был предложен еще в 1732 г. вице-адмиралом Н.Ф. Головниным во время подготовки Второй Камчатской экспедиции, однако реализовать его не удалось. В 1785 г. к кругосветному плаванию подготовили отряд в составе четырех кораблей под руководством капитана бригадирского ранга Г.И. Муловского. Но война со Швецией (1788–1790) и гибель Муловского в Эландском сражении помешали осуществить этот замысел.

В конце XVIII в. российское правительство располагало несколькими проектами кругосветных плаваний. Самым удачным и перспективным из них предложил Иван Федорович. Крузенштерн – один из лучших морских офицеров русского флота того времени. В 1799 г. он подал записку на рассмотрение президента Коммерц-коллегии П.А. Соймонова. Однако тогда этот план поддержки не получил, и Крузенштерн вернулся к нему позже, в 1800–1801 гг.

Иван Федорович предлагал строить корабли для Российско-Американской компании на Балтике, грузить их всем необходимым и отправлять к берегам Северной Америки вокруг мыса Горн. Разгрузившись и приняв на борт пушнину, суда должны были идти в Кантон (Китай) для ее продажи, а оттуда, обогнув южную оконечность Африки – в Россию. По мнению Крузенштерна, такое плавание принесло бы не только серьезную прибыль, но и избавило Россию от необходимости платить иностранцам за колониальные, китайские и ост-индские товары.

Проектом Крузенштерна заинтересовался глава Российско-Американской компании Н.П. Резанов. Он понимал, что такое плавание может не только решить проблему снабжения факторий в Русской Америке, но и поднимет авторитет и популярность компании в России и за рубежом. Резанов стал руководителем первой русской кругосветной экспедиции, а также возглавил дипломатическую миссию в Японию, целью которой было установление торговых и дипломатических связей с этой страной.

Под командованием молодых, но опытных моряков капитан-лейтенантов И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского в плавание отправились офицеры российского флота, русские матросы-добровольцы, а также ученые-естествоиспытатели: в ходе путешествия надлежало производить различные исследования по нехоженым маршрутам.

26 июля (7 августа) 1803 г. небольшие универсальные боевые трехмачтовые корабли – шлюпы «Надежда» (под командованием И.Ф. Крузенштерна) и «Нева» (под командованием Ю.Ф. Лисянского) вышли из Кронштадта. Сделав остановки в Копенгагене, Фалмуте и на Канарских островах, корабли пересекли Атлантический океан и достигли берегов Бразилии. В районе Огненной Земли суда попали в жестокий шторм. Погода резко ухудшилась. Холодный юго-восточный ветер свирепо рвал снасти. Тяжелые океанские волны крушили надстройки, норовя развалить корабли на части. Лютый холод пронизывал до костей, а штормовой ветер валил людей с ног. Моряки, промокшие до нитки, работали, не покладая рук. Лишь отличная профессиональная подготовка помогла успешно справиться с этим жестоким испытанием.

Обогнув мыс Горн, шлюпы в густом тумане потеряли друг друга. «Нева» после захода на остров Пасхи прибыла к Маркизским островам, где корабли встретились. От Сандвичевых (Гавайских) островов «Надежда» направилась в Петропавловский Порт (Петропавловск-Камчатский), куда прибыла в марте 1804 г., а «Нева» – к берегам Русской Америки.

Пробыв в Петропавловском порту до конца лета 1804 г., «Надежда» с посольством Н.П. Резанова на борту отправилась в Японию и в сентябре прибыла в Нагасаки. Здесь она простояла более шести месяцев в ожидании окончания переговоров с японским правительством, которые не принесли успеха: японцы не разрешили русским судам посещать свои порты. Из Нагасаки «Надежда» отправилась сначала в Японское море, а далее – в Охотское, и в августе 1805 г. вернулась в Петропавловский порт.

Во время плавания моряки произвели опись побережья Японских островов, нанесли на карту юго-восточное побережье Сахалина и, обогнув его с севера, решили, что это полуостров, повторив ошибку французского мореплавателя Лаперуза. В сентябре 1805 г. «Надежда» вновь вышла в море, взяв курс на Кантон, где была назначена встреча с «Невой».

«Нева» в июле 1804 г. прибыла к острову Кадьяк. Здесь моряки вместе с местными поселенцами отбили разбойничий набег индейцев тлинкитов, которых, в свою очередь, активно поддерживали американские матросы. Проникновение русских на Аляску мешало укреплению влияния Соединенных Штатов Северной Америки в регионе. Американцы, стремясь вытеснить россиян из северо-западной части Тихого океана и из Русской Америки, нередко снабжали местные индейские племена оружием, натравливали их на русские поселения.

После зимовки участники экспедиции произвели описание группы островов Кадьяк и залива Ситха. В августе 1805 г. «Нева», приняв груз пушнины, взяла курс на Кантон. По пути были открыты остров, названный в честь Лисянского, и два рифа, получившие имена в честь «Невы» и Крузенштерна. В ноябре шлюпы благополучно встретились на рейде Макао.

В обратный путь через Индийский океан корабли отправились из Кантона в феврале 1806 г., потеряв друг друга в тумане у мыса Доброй Надежды. Не тратя времени на поиски Крузенштерна, Лисянский на «Неве» за 142 дня совершил рекордный для того времени переход Кантон – Портсмут, впервые в истории мореплавания пройдя от южной оконечности африканского континента до Англии без захода в порты, после чего 22 июля 1806 г. прибыл в Кронштадт. 7 августа туда же прибыла «Надежда». Так спустя три года завершилось первое кругосветное плавание русских кораблей.

В течение всего плавания на шлюпах велась интенсивная научная работа. В 1815 г. И.Ф. Крузенштерн, обобщив результаты экспедиции, составил «Атлас Южного моря» с обширными гидрографическими записками в трех частях. Этот труд надолго стал главным руководством при плавании в Тихом океане. Его деятельность была оценена на высочайшем уровне: в Российском государственном историческом архиве (РГИА) хранится письмо императрицы Марии Федоровны Крузенштерну с выражением благодарности и признательности за его работу.

Книги Крузенштерна и Лисянского о плавании вокруг света были изданы на многих языках. Именем Крузенштерна названы два атолла и риф в Тихом океане, мысы в Северном Ледовитом океане и в Чукотском море, остров в Беринговом проливе и пролив между островами Курильской гряды. Именем Лисянского – остров в Тихом океане и полуостров в Охотском море.

Первое кругосветное плавание русских моряков открыло новую эпоху в отечественной истории. Дальние походы стали обычным явлением в жизни Российского флота. Сделанные нашими соотечественниками открытия значительно обогатили мировую науку.

Текст: С.В. Чернявский, к.и.н., Российский государственный исторический архив (РГИА).

Заглавное изображение из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Крузенштерн Иван Федорович, русский мореплаватель, возглавлявший в 1803—1806 годах первое русское кругосветное плавание, адмирал, разработал проект развития торговли Русской Америки с Китаем;
  • Лисянский Юрий Федорович, русский мореплаватель, исследователь, писатель, военный моряк, командир шлюпа «Нева» во время первой русской кругосветной экспедиции, капитан 1 ранга.

Первое кругосветное плавание кораблей российского флота
Первое кругосветное плавание кораблей российского флота

Отношение Адмиралтейского департамента в Академию художеств от 1 апреля 1807 г. с просьбой выгравировать два рисунка, «принадлежащие к журналу путешествия капитана Крузенштерна». РГИА
Отношение Адмиралтейского департамента в Академию художеств от 1 апреля 1807 г. с просьбой выгравировать два рисунка, «принадлежащие к журналу путешествия капитана Крузенштерна». РГИА

Список изображений, выгравированных на специальных досках «принадлежащих к журналу путешествия капитана Крузенштерна». РГИА
Список изображений, выгравированных на специальных досках «принадлежащих к журналу путешествия капитана Крузенштерна». РГИА

Письмо императрицы Марии Федоровны И.Ф. Крузенштерну по поводу поднесенного ей описания его кругосветного путешествия. Франц. яз. Копия. 23 мая 1810 г. РГИА
Письмо императрицы Марии Федоровны И.Ф. Крузенштерну по поводу поднесенного ей описания его кругосветного путешествия. Франц. яз. Копия. 23 мая 1810 г. РГИА

Копия всеподданнейшего доклада министра народного просвещения А.К. Разумовского. 1810 г.  РГИА
Копия всеподданнейшего доклада министра народного просвещения А.К. Разумовского. 1810 г. РГИА

Письмо Ю.Ф. Лисянского министру народного просвещения А.К. Разумовскому от 2 марта 1813 г. РГИА
Письмо Ю.Ф. Лисянского министру народного просвещения А.К. Разумовскому от 2 марта 1813 г. РГИА

Дело «О медали юбилея директору Морского кадетского корпуса вице-адмиралу Крузенштерну, заказанной медальеру Лютину1839 г. РГИА
Дело «О медали юбилея директору Морского кадетского корпуса вице-адмиралу Крузенштерну, заказанной медальеру Лютину1839 г. РГИА

Отношение Строительного отделения Технического комитета Морского министерства министру внутренних дел от 23 сентября 1870 г. о сооружении памятника адмиралу Крузенштерну в Петербурге. РГИА
Отношение Строительного отделения Технического комитета Морского министерства министру внутренних дел от 23 сентября 1870 г. о сооружении памятника адмиралу Крузенштерну в Петербурге. РГИА

Тематические сайты: История, Наука, Соотечественники, земляки, диаспоры, Судостроение, Транспортные коридоры
Сайты субъектов РФ: Камчатский край, Санкт-Петербург, Сахалинская область
Сайты столиц субъектов РФ: Камчатский край - Петропавловск-Камчатский
Сайты федеральных округов РФ: Дальневосточный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ
Сайты стран: Бразилия, Великобритания, Дания, Индия, Канарские острова, Китай, Россия, Соединенные Штаты Америки, Франция, Чили, Швеция, Япония
Сайты столиц стран: Дания - Копенгаген
Сайты регионов мира: Азия Центральная, Азия Юго-Восточная, Азия Южная, Америка Северная, Америка Южная, Африка, Европа Центральная, Скандинавия
Сайты объединений стран: АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, БРИКС (BRICS), Европейский союз, ШОС - Шанхайская организация сотрудничества

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10632 публикации
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_5459
Поделиться:

Интересно:

Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...
Белая Русь: Что означало и где располагалась
20.03.2025 11:06 Аналитика
Белая Русь: Что означало и где располагалась
Историко-географический термин «Белая Русь» находится в одном ряду с другими «цветными» обозначениями Руси – «Чёрная Русь» и «Червонная (Красная) Русь» и является столь же неопределённым понятием с перемещающимся географическим расположением и неоднозначным смысловым наполнением. Что известно о Белой Руси? Об изучении вопроса о Белой Руси Неясность определения названия «Белая Русь» лежит не столько в плоскости недостатка источников, сколько в их вольной интерпретации, зависящей от глубины исторических знаний исследователя. Более того, учёные выяснили, что в литературе, в том числе научной, в угоду собственным политическим и идеологическим взглядам, авторы допускают искажение цитат из письменных источников и ссылаются на несуществующие документы и факты. К примеру, в ряде современных работ сообщается, что Николай I запретил использование названия «Белоруссия», истоком которого являлся...