Омская команда поисковиков в этом году обнаружила 39 бойцов Великой Отечественной войны. Среди них оказались останки омских земляков, погибших в боях под Сталинградом.
Установить личность бойца, найденного на поле боя сейчас, спустя восемьдесят лет после окончания Великой Отечественной войны, крайне сложно. Один шанс из ста, утверждают омские поисковики. В этом году им повезло - в Волгоградской области они нашли сразу двух омичей. Определить имя одного из них помогла чудом уцелевшая красноармейская книжка.
- В моей практике такое впервые. Время способно пощадить медальоны, пуговицы, металлические предметы. А здесь нам попался бумажный документ, который даже удалось прочитать. Это феноменально, - считает участник омской поисковой команды Юрий Задорожный.
Из засыпанного окопа неподалеку от деревни Самофаловка омичи подняли останки сразу трех солдат, но только одну красноармейскую книжку. Судя по всему, погибли ребята одновременно. Брошенные взрывом друг на друга, так и пролежали они в воронке все эти долгие годы. Разделить их теперь невозможно. Поэтому похоронят всех вместе на мемориальном кладбище.
Одного из них - омича, бойца 308-й стрелковой дивизии Петра Митрофановича Евтушенко - проводить в последний путь из Омска приедет внучка. 23 августа волгоградской земле предадут и других красноармейцев. Только в мае отряды, объединенные поисковым движением России, подняли более двухсот безымянных бойцов. И работы еще непочатый край.
Только под Суровикино Волгоградской области в августе 1942-го погибла 229-я стрелковая дивизия, основное ядро которой составляли двадцатилетние призывники из Омской и Новосибирской областей. Немцы, подкрепленные мощным танковым дивизионом, отводили на операцию два дня. Ребята продержались две недели. Из двенадцати тысяч человек мало кто уцелел.
Нынешняя волгоградская вахта у омичей уже третья по счету. А началось все десять лет назад.
- У Дениса Костенко - моего друга детства - в Мясном бору, где в июне 1942 года погибла Вторая ударная армия, поисковики нашли деда по надписи на ложке. Друг поехал, вернулся, пораженный размахом поискового движения в Новгородской области. Только отряд "Долина" насчитывает три тысячи человек, а дружины следопытов имеются в каждой школе, - делится Юрий Задорожный. - Наши деды тоже воевали, и мы решили присоединиться к движению. Взяв отпуск, поехали в Мясной бор. На удивление в непролазных болотах с тучами гнуса нашли бойца с медальоном. В Омске у Алексея Терентьевича Борздуна отыскались родственники. Солдата с почестями похоронили в деревне Новомихайловка Татарского района Новосибирской области. А мы решили продолжить поиски.
Спустя время команда отправилась к местам Сталинградской битвы, где погибли десятки тысяч земляков. К нынешней поездке омичи хорошо подготовились - раздобыли кадры аэрофотосъемки, которую вели немецкие захватчики в июле-сентябре 1942 года. Если их совместить с современными картами, становится понятно, где были окопы, воронки, блиндажи. Это влияет на результат. Если в прошлом году омичам удалось поднять 12 человек, то теперь 39.
В прошлом году поисковикам никого из омичей найти не удалось. Смогли только установить личность бойца - Петра Осиповича Ковалева 1910 года рождения, призванного из Алма-Аты. Родственников не нашли, но выяснили, что до 1946 года его разыскивала жена Елена Ивановна. А многих и искать-то было некому: они не успели завести семью, не оставили потомков.
В этом году поисковикам повезло дважды. Они нашли не только Петра Евтушенко, но и по медальону установили личность еще одного омича - Елембаева Бикала Ахметовича. Боец находился в одном раскопе с танкистом, комбинезон которого полностью сохранился. И это тоже чудо, ведь в лучшем случае удается наткнуться на обрывок шинели, ботинка, ремня. Обнаружить говорящий предмет - очень большая редкость.
- Вероятность - один случай из пятидесяти в Волгоградской области, и один из ста в Мясном бору. Все остальные найденные красноармейцы так и останутся неизвестными солдатами, - поясняет Юрий Задорожный. - Личности устанавливаются по наградам, но чаще по котелкам, кружкам, ложкам, фляжкам, подписанным бойцами, чтобы не потерялись. И медальонам. Но после 1942-го вместо них стали выдавать красноармейские книжки. В некоторых частях - капсулы с бумажным вкладышем. Многие солдаты их предпочитали не заполнять. Считали это плохой приметой.
Текст: Светлана Сибина.
Фото: Юрий Задорожный.
Исторические события: