Недавно Россия отмечала День рождения А.С. Пушкина, которого по праву принято считать национальным поэтом. Но мало кто знает, что в годы Великой Отечественной войны немцы сначала поставили его бюст рядом с портретом Гитлера, а затем заминировали его могилу.
Разрушение пушкинских святых мест началось 2 июля 1941 года. Немцы, придя в Псковскую область, стали бомбить Успенский собор Святогорского монастыря, у подножия которого располагается могила поэта. Купол собора разбили, а пушкинская могила уцелела.
Через 10 дней нацисты заняли поселок Пушкинские Горы окончательно и первым делом сожгли многие его дома. Затем установили свои порядки на долгие 3 года. Именно столько длилась немецкая оккупация Пушкиногорского района.
Дом-музей Пушкина в селе Михайловском немцы использовали для отдыха своих офицеров и пропаганды новых порядков. Стали проводить Дни памяти Пушкина, которые заканчивались здравицами в честь Великой Германии. Здесь, рядом с бюстом Пушкина, находились открытки с изображением Гитлера, календарь «Новая Европа», брошюры «Правда о Германии», «Адольф Гитлер и крестьяне», религиозная литература, листовки со стихами Пушкина и прочее. Немецкая пропаганда активно использовало имя национального поэта, манипулируя общественным мнением в своих корыстных целях. «Немецкие солдаты спасли маску Пушкина», «На днях германской комендатурой передана в музей маска Пушкина, вынесенная германскими солдатами из горящего Царскосельского дворца… Благородный поступок немецких воинов вызывает глубокое восхищение и благодарность в сердце каждого истинно русского человека», – это цитаты из немецких СМИ на оккупированной территории Пушкиногорья.
Неподалеку от музея был лагерь для военнопленных. Там содержалось порядка 150 красноармейцев. Сохранились свидетельства местных жителей, что они возлагали на могилу Пушкина венок из полевых цветов, собранных возле лагеря. Согласно сведениям Пушкиногорской районной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников по Пушкиногорскому району (1945 года), 114 военнопленных погибло, 463 пушкиногорца были расстреляны, 625 местных жителей немцы угнали в плен.
В июне 1942 года состоялся массовый расстрел цыган.
Этот народ воспринимался нацистской идеологией как «угроза расовой чистоте немцев». Еще 16 июля 1926 года в Боварии был принят «Закон о борьбе с цыганами, бродягами и тунеядцами». С 1935 по 1938 годы полиция и ведомства социального обеспечения во многих немецких городах стали помещать цыган в лагеря принудительного содержания и отправлять в польский Аушвиц (Освенцим). Во второй половине 1930-х проводилась массовая стерилизация цыган: укол в матку грязной иглой. Медицинская помощь при этом не оказывалось. От воспаления и заражения крови смерть была мучительна. Такие уколы делали не только взрослым цыганкам, но и девочкам.
На оккупированной территории СССР нацисты продолжили практику уничтожения этого народа.
В 500 метрах от Пушкинских Гор были Раховские горы. Там нацисты расстреляли 70 человек цыганской национальности. Среди них – 6 грудных детей и 17 ребят в возрасте от одного года до 6 лет.
Во время судебного процесса, проходившего в феврале 1959 года в Пушкинских Горах над бывшим фашистским пособником В.Г. Юпатовым, вскрылись новые факты зверских расправ над цыганами в этом районном центре. Он сопровождал на расстрел в Раховские горы группу цыган и во время расправы добивал раненых уже в яме.
«В тот же день он отвел для расстрела другую группу, на этот раз цыганок. Во дворе комендатуры он вывел во двор около 20 маленьких цыганских детей, которых тоже отвел к яме. Остались только грудные дети, которые ходить еще не умели, и Юпатов вместе с подручными сложил их в мешки, завязал и бил по мешкам поленом и лопатой, другой палач колол мешки ножом, третий ударял ими об угол избы, из мешков текла кровь. Окровавленные мешки тоже отвезли к яме. С учетом содеянных злодеяний Юпатов судебной коллегией по уголовным делам Псковского областного суда был приговорен к высшей мере наказания», – говорится в судебной документации.
Очевидцы вспоминали, что в эти дни нацистские афиши в поселке призывали посетить гастролирующий рижский театр «Смех и грех».
Еще одно трагическое место находится в 4 км от Новоржева, у Судовицкого канала. Летом 1942 года под видом выселения на юг всех цыган, проживавших на территории Новоржевского и Пушкиногорского районов, оккупанты согнали в Выбор. Обманутые люди — женщины, старики, дети — собрались в дорогу, пригнали скот, захватили весь скарб, но все это пришлось оставить в Выборе. Затем арестованных вывезли в Новоржев и поместили во дворе тюрьмы, а через пять дней отправили на автомашинах в совхоз «Красный лебединец» и расстреляли. Трупы расстрелянных сбросили в яму и забросали землей. Среди сброшенных было много тяжело раненных, но еще живых людей, некоторые из них выползли из ямы, но оккупанты добивали их прикладами. Всего было уничтожено около 200 цыганских семей.
Убивали цыган и в других местах, но многие факты остаются тайной, так как нередко единственными свидетелями были только сами убийцы. Таборы, застигнутые в лесу, семьи, скрывавшиеся в землянках, уничтожались на месте. Единственным «преступлением» уничтоженных цыган была только их национальность.
22 июня немцы на оккупированной территории Пушкинских Гор ежегодно отмечали праздник – «годовщину освобождения Псковщины от большивизма». По этому поводу во многих многолюдных местах, даже у могилы Пушкина, появлялись изображения свастики. На стене Святогорского монастыря были размещены портреты Гитлера, фашистские флаги и щит, призывающий учить немецкий язык.
На территории Пушкиногорского района активно действовали партизаны. Нацисты их ненавидели. Местные жители вспоминают эпизод, когда летом 1943 года в селе Михайловском, где дом-музей Пушкина, висели три трупа. На груди у каждого была приколота бумажка с надписью «Повешен как партизан». Людей перед смертью пытали.
Освобождение Пушкинских гор было в 1944 году долгим и кровопролитным. В момент отступления немцы сожгли, взорвали и заминировали все, что было свято для русского человека.
Были уничтожены построенный перед войной дом-музей А.С. Пушкина, единственная постройка пушкинской эпохи — домик няни, взорван старинный собор 1568 года Святогорского монастыря, была заминирована и подготовлена к взрыву могила А.С. Пушкина.
Немецкий инженер Иосиф Амехь приказал вырубить 30 тысяч кв. м леса в окрестностях. Гитлеровцы заминировали Михайловский и Тригорские парки, вырыли систему многокилометровых окопов, траншей и прочих оборонительных укреплений, уничтожили арку при входе в Михайловское и закладную плиту памятника поэту.
Писатель Александр Чаковский в очерке «Пушкинские Горы» отмечал: «Страшно сейчас в Пушкинских Горах. Мусором завалены надгробные плиты Ганнибалов. Какой-то злобный немец, очевидно, долго трудился над тем, чтобы стереть с них столетние надписи. Мраморная ограда вокруг могил Пушкина и Ганнибала исчерчена десятками немецких подписей. Святогорский монастырь, столетиями стоявший незыблемо, ныне обезглавлен немцами. Купол церкви взорван, горы щебня высятся у входа, повсюду торчат обгорелые балки. <…> Взорван дом-музей Пушкина. Разрушен домик Арины Родионовны, няни поэта. Нет здесь больше домов. Есть лишь горы щебня, стекла и железа».
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: