Триумфальная арка появилась в Москве в 1814 году, была демонтирована в 1936 году и восстановлена в 1960-е годы на новом месте.
В 1965 году Совет Министров СССР принял постановление о том, что нужно увековечить память об Отечественной войне 1812 года в Москве. К существующему архитектурному ансамблю, состоявшего из Бородинского моста и здания музея-панорамы «Бородинская битва», было решено добавить Триумфальную арку. Она была построена по проекту итальянского архитектора Осипа Бове в 1814 году, но ее разобрали в 1936 году по причине проведенной тогда реконструкции площади Белорусского вокзала. Также в рамках проекта было предложено отлить бюст Михаила Кутузова, который должен был стоять на аллее героев войны 1812 года, располагавшейся недалеко от музея. Документ о восстановлении утраченных памятников, в том числе и Триумфальной арки, хранится в Главархиве Москвы.
Будущий архитектор Осип Бове происходил из семьи обрусевших итальянцев: его отец был приглашен Екатериной II для работы в Эрмитаже в 1782 году, но вскоре вся семья художника перебралась в Москву. Юный Осип Бове поступил на учебу в школу при Экспедиции кремлевских строений к архитектору Франческо Кампорези и русскому зодчему Матвею Казакову. В 1807 юноша начал работать по профессии, но затем записался в народное ополчение, занимавшееся защитой столицы от войск Наполеона. После знаменитого пожара 1812 года в Москве Осипа Бове пригласили работать в специальную комиссию, члены которой занимались восстановлением архитектурного облика города. Архитектор отвечал за реконструкцию центральных районов: Тверской, Арбатской, Пресненской, Новинской частей города — а также выступал инспектором по «фасадической части», то есть отвечал за то, чтобы все жилые здания были построены точно по проектам и вписывались в архитектурный ансамбль. Он восстановил Торговые ряды на Красной площади, здание городской думы и магистрата, Воскресенские ворота и руководил реконструкцией башен Кремля с 1816 года.
В 1818 году архитектор получил два престижных государственных заказа на преображение Театральной площади и зданий Малого и Большого театров. Именно Осип Бове придумал водрузить на крышу Большого театра квадригу Аполлона и сделать портик из восьми мраморных колонн, а также расширить зрительный зал до 3000 мест. 6 июня 1825 года в обновленном Большом театре состоялся первый спектакль, а публика аплодировала архитектору и скандировала его имя. Вскоре воплощенный проект был признан одним из самых масштабных в Европе, а о самом Осипе Бове перестали судачить в Москве как о «неополитанском выскочке», все заслуги которого состоят лишь в том, что он удачно женился на княгине Авдотье Трубецкой, которая потеряла первого мужа в битве под Лейпцигом, а теперь была готова идти хоть за архитектора, хоть за камердинера. Так или иначе Осип Бове был счастлив в браке и продолжал получать хорошие заказы, неустанно восстанавливал облик полюбившейся Москвы после пожара. Интересно, что почти одновременно он руководил строительством 1-ой Градской (Первая городская клиническая больница имени Николая Пирогова) и Екатерининской больниц (сейчас— Городская клиническая больница №24), где предполагалось принимать лиц всякого звания и состояния. Больницы были открыты в Москве в 1833 году и работают до сих пор.
В 1826 году Триумфальные ворота у Тверской Заставы обветшали окончательно, так что на их месте решили построить каменную арку в ознаменование победы русских солдат в войне 1812 года, а проект поручили выполнить Бове. 17 августа 1829 была совершена закладка единственного памятника арочного типа в Москве. В основание арки была вмонтирована плита с надписью «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновление сооружением великолепных памятников и зданий Первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков». По разным причинам строительство тянулось пять лет, памятник открыли 20 сентября 1834 года, а Осип Бове умер за три месяца до этой даты, так и не увидев свое творение готовым. Последней работой Осипа Бове в столице стала ротонда церкви Богоматери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке, которая сильно обгорела в пожаре.
В советское время Триумфальную арку воссоздали по обмерным чертежам самого Бове и сохраненным при демонтаже скульптурным деталям. По иронии судьбы памятник был признан объектом особого культурного значения, его возвели на новом месте, в середине Кутузовского проспекта в 1966-1968 годах, рядом с музеем, когда решили увековечить память о войне 1812 года.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: