В Екабпилсе 19 августа прошла церемония перезахоронения останков трех советских героев-освободителей.
Генерал-майор Сергей Петрович Куприянов и гвардии полковники Гавриил Куприянович Шарикалов и Сахабутдин Галяутдинович Газеев нашли покой на городском братском кладбище советских солдат-освободителей на улице Вароню (Героев).
Для тихого Екабпилса, это перезахоронение - большое событие. На торжественном мероприятии присутствовали и представители российского посольства во главе с чрезвычайным и полномочным послом России Михаилом Ваниным, и почти вся городская администрация. Отдать память героям пришли около 100 горожан, в основном пенсионного возраста. советских героев отпели и православный батюшка, и лютеранский пастор. Казалось бы, воинам отданы все почести, но в сердце все равно есть ощущение неправильности происходящего.
Долгий путь на улицу Героев.
Переговоры о перезахоронении между самоуправлением и российским посольством шли уже лет 10, и в последнее время разговор шел лишь о сроке, но в феврале прошлого года первоначальное место захоронения трех артиллеристов подверглось акту вандализма - в постамента стащили пушку и утопили ее в реке, переговоры были прекращены. Возобновились они после того, как самоуправление Екабпилса без разрешения посольства России провело эксгумацию останков трех воинов. Согласно договору от 2008 года между Латвией и Россией, такое разрешение обязательно. Более того, раскопки возле памятника велись, чтобы определить, есть ли вообще под памятником тела? Латышские националисты усиленно распускали слухи, что под памятником никаких захоронений нет, а, следовательно, никакие договоры не могут быть нарушены. Итог – тела нашлись, международный договор между Латвией и Россией нарушен. Руководство города скомпрометировано. Впрочем, с точки зрения националистов, все идеально.
"Многие из тех, кто десятилетиями носил цветы к этому памятнику узнали о демонтаже и эксгумации героев постфактум", – рассказал житель Екабпилса, член правления русского общества "Родник" Сергей Падалко. Сергей из старообрядцев, родился в этом городе, и могилы его родных в городе присутствуют с 18 века.
"Время эксгумации было выбрано очень удачно, для того чтобы избежать народных волнений. Три дня лил дождь, а во время самой внезапной эксгумации, все было оцеплено полицией. Разговоры о том, что под памятником нет останков, смущали умы уже давно. Конечно, мы все со школьных времен знали что там похоронены герои, на памятнике же прописаны их имена. В советское время мы учили и знали историю освобождения Екабпилса, знали роль этих офицеров в освобождении родного города. Но, конечно же, на руках не было документальных подтверждений, что памятник - это не кенотаф. Но так же любую могилу можно обвинить пустой, и на этом основании снести надгробный памятник!" - говорит Падалко.
Кто здесь оккупант?
Последние полгода в латвийских СМИ часто упоминались имена троих героев освобождения Екабпилса в сочетании с термином "оккупант". Для современного рядового латыша и объяснять ничего не надо: погибшие советские воины - русский, белорус и башкир? Конечно оккупанты, кто же еще! Для тех же, кто хранит память о последней на этой территории войне, это безусловные герои-освободители.
Кто освобождал Екабпилс? 130-й гвардейский стрелковый латышский корпус. Латыши, освобождавшие свою землю от германско-нацисткой армии, угонявшей население в рабство, оставлявшей города разрушенными, а улицы заминированными. Это что, красные латышские стрелки - оккупанты Латвии?
Вчера, провожая в последний путь героев освобождения Екабпилса от немецко-фашистских захватчиков, посол России Михаил Ванин коротко напомнил боевой путь погибших и подчеркнул их связь со 130-м гвардейским латышским корпусом.
Погодите, погодите, скажет забывший историю латыш. Но сейчас речь идет о русском, белорусе и башкире, какой еще латышский стрелковый корпус? Да вот такой! На войне, знаете ли, солдаты умирают.
Белорус Гавриил Шарикалов и башкир Сахабутдин Газеев пришли в латышский корпус на смену погибшим офицерам-латышам. Русский генерал-майор Куприянов при освобождении Екабпилса командовал артиллерией 22-й армии, 2 прибалтийского фронта, организовал артиллерийскую поддержку наступающего на город 130-го латышского корпуса, в труху перемолов части нацистких оккупантов, и сам погиб на передовой, так же, как и полковники 130 латышского корпуса Шарикалов и Газеев. Вот такие "оккупанты".
На братском кладбище на улице героев (Вароню), где они теперь покоятся, множество табличек с латышскими именами и фамилиями. Это сослуживцы погибших офицеров, рядовые латыши. Собственно, и памятник в центре города офицерам, погибшим при освобождении этого города, поставили по просьбе солдат 130-го корпуса, и пушка, которая стояла на могиле, была как раз такой, на каких воевали артиллеристы-латыши под командованием полковника Шарикалова и генерал-майора Куприянова. Иногда жаль, что машины времени не существует, и красные латышские стрелки из 1945 года не могут появится в нашем времени и объяснить ныне живущим, кто освободители, а кто оккупанты.
Мир вашему праху.
"Разные пути привели трех героев к сражению за Екабпилс, но цель у них была одна, – освободить Латвию от немецко-фашистких захватчиков, – подчеркнул в надгробной речи посол России Михаил Ванин. – И несмотря на то, что сегодня, к сожалению, в России и Латвии разные герои, очень хочу надеяться, что прах этих героев офицеров никто и никогда больше не побеспокоит".
Короткую речь о героях, нашедших место упокоения рядом с боевыми товарищами, сказал и мэр города Райвис Рагайнис. Его речь красиво дополнил лютеранский пастор, в молитве попросивший Господа поставить у могилы стражу из ангелов, чтобы никто не потревожил покой героев. Это были прекрасные слова, правда, несколько диссонирующие с фактом июньской эксгумации, нарушившей международное соглашение.
После церемонии господин Рагайнис признал наличие разногласий между Латвией и РФ в вопросе "оккупации", но заверил, что покой перезахороненных воинов никто больше не потревожит.
"В этой армии были латыши, и многие из них похоронены здесь, на этом кладбище. У нас сложная история. Решение о переносе останков не было внезапным, переговоры об этом велись уже лет 10, концептуальное согласие между городом и российским посольством было. Демонтированный монумент был уже третьей переделкой, и очень неудачным. Могилы, по сути, находились под асфальтом, люди, шедшие возложить цветы, шли прямо по могиле, это крайне неуважительно. Как вы можете заметить, здесь, на братском кладбище, у этих советских командиров вполне достойное место – они не похоронены где-то с краю, они захоронены на самом почетном месте, в окружении своих боевых товарищей. Покой на кладбище для нас священен. Здесь их точно никто больше не потревожит", - сказал мэр.
Хорошая ли защита - камера видеонаблюдения?
Хочу отметить, что заверения городских властей совпадают с позицией правительства, которое хоть и признало десятки памятников-освободителям "мусором, загрязняющим городскую среду", но все-таки (пока) уважительно относится к надгробным памятникам и кладбищам.
На территории республики находиться много кладбищ солдат разных эпох, и осквернение любого из них (пока) - уголовное преступление. В СМИ сотни представителей властей заверяли, что территория кладбищ – священна, и вандализм на кладбище - преступление, которому оправданий нет. Что, мол, любой солдат достоин уважения на кладбище.
Конкретно на братском кладбище советских воинов в Екабпилсе обещания городских властей подкреплены установленными средствами видеонаблюдения. Вандал, попытавшийся нарушить покой солдат, будет зафиксирован. Вопрос только в том, как с ним поступит следствие? Ведь пример расследования вандализма на месте прошлого захоронения этих героев очень печален, если не сказать возмутителен.
Организатор этого надругательства, бывший мэр краевой думы Крустпилса Гундарс Калве, похвалявшийся в прессе своей борьбой с "оккупантами" – не пострадал. Его вина "следствием не доказана". Калве распускал в прессе слухи о том, что под памятником нет тел офицеров, и можно демонтировать монумент, не нарушая действующих соглашений. Теперь он говорит что "не знал, что там действительно лежат тела, и что это была реальная могила". Остается надеяться, что уголовное преследование будет грозить не только в Латвии, но и в России. Что "борец с могилами" будет объявлен в международный розыск, и его перемещения по миру будут как минимум затруднены.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: