21 мая исполняется 200 лет со дня основания одного из самых престижных военно-учебных заведений Российской империи – Николаевского кавалерийского училища (Санкт-Петербург). Впрочем, название это использовалось в основном в официальных документах, а сами кавалеристы в разговорах именовали его «Славной школой» или просто «Школой», воспитавшей множество русских военачальников.
Училище было открыто по инициативе великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. Он обратил внимание, что молодые люди, поступившие в гвардию подпрапорщиками, даже имея хорошее домашнее образование, плохо усваивали воинские дисциплины. Подпрапорщиков лейб-гвардии Измайловского и Егерьского полков собрали в бригадную квартиру, где преподавали им военное образование. Результаты Николай Павлович посчитал хорошими и представил императору Александру I проект постоянно действующей Школы гвардейских подпрапорщиков, которая и была открыта 9 (21) мая 1823 г. Конечной целью обучения была подготовка выпускников к полковой кавалерийской службе.
Штат школы изначально состоял из начальника, инспектора классов, 8 обер-офицеров в чине не ниже поручика и 120 юнкеров. Учебное заведение было предназначено для молодых дворян, окончивших университеты и частные пансионы, но не имевших военной подготовки.
В 1826 г. в Школе был сформирован учебный эскадрон юнкеров гвардейской кавалерии, куда принимались дворянские юноши, не имевшие образования, и учебное заведение получило наименование Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Характерной чертой обучения в училище был цук – разновидность дедовщины. Поскольку курс обучения длился два года, юнкера делились на две категории: первогодки – «звери» и второгодки – «корнеты». «Звери» во всем были обязаны подчиняться «корнетам». «Корнеты» не имели права с неуважением дотронуться хотя бы пальцем до юнкера младшего курса, уж не говоря об оскорблении. Это правило не нарушалось ни при каких обстоятельствах.
И преподаватели, и «корнеты» всячески старались сделать для «зверей» первый месяц в школе, перед приведением к присяге, невыносимо тяжелым. Считалось, что таким жестким образом можно избавиться от слабохарактерных, нерешительных воспитанников. Ежегодно в течение первого месяца школу покидало большое число новичков.
Учебный курс включал в себя такие предметы, как тактика, военное дело, топография, военная администрация, иппология (наука о лошадях), артиллерия, фортификация, право, гигиена и черчение. Также преподавались общеобразовательные предметы: Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, математика, механика, география, физика, химия (от ее преподавания впоследствии отказались), история, экономика, государствоведение и психология. Юнкера зубрили уставы, совершенствовали физическую подготовку, весьма серьезно относились к иппологии, но большей частью предметов манкировали. Отчислить из училища за неуспеваемость или плохое поведение принявшего воинскую присягу юнкера было нельзя. В таких случаях их отправляли на год в кавалерийский полк в качестве простых солдат. Это называлось «командовать полком». К вернувшемуся из полка в школу юнкеру другие юнкера обращались «майор» или «полковник», в зависимости от года обучения.
В 1832–1834 гг. в Школе учился великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, оставивший большой след в традициях, установившихся в учебном заведении. Согласно легендам именно Лермонтов был автором текста «Приказа по курилке», в котором в шутливой форме излагались правила и традиции училища, оды «Звериада». Каждому «новобранцу» училища показывали проведенную в курилке «лермонтовскую черту», которую якобы поэт лично провел своей шпорой, и за которую было запрещено заступать первокурсникам. Эта легенда, конечно, не выдерживает критики, так как Лермонтов окончил Школу в 1834 г., а в здание на Ново-Петергофском (ныне Лермонтовском) проспекте учебное заведение переехало в 1839 г.
В 1859 г. звание подпрапорщика было упразднено, и Школу переименовали в Николаевское училище гвардейских юнкеров, а в 1864 г. в рамках реформы военного образования Школу преобразовали в Николаевское кавалерийское училище.
В 1890 г. помимо учебного эскадрона, готовившего офицеров для регулярной кавалерии, в училище была сформирована учебная казачья сотня для подготовки офицеров казачьих войск. В эскадроне училось 250 юнкеров, в сотне – 120.
В училище в 1881 г. был создан первый в России Лермонтовский музей. В связи с приближавшимся 100-летием великого поэта перед фасадом здания решено было поставить памятник М.Ю. Лермонтову, который был заложен в 1912 г. Открытие памятника (автор – Б.К. Микешин) планировалось на 1 октября 1914 г., но было отложено из-за войны. Состоялось оно лишь 9 мая 1916 г. Вместе с памятником в сквере перед училищем появились бюсты (автор – В.В. Лишин) других знаменитых выпускников: композитора М.П. Мусоргского, географа П.П. Семенова-Тян-Шанского и героя Кавказской войны генерала Н.П. Слепцова. Памятник М.Ю. Лермонтову счастливо сохранился до нашего времени, бюсты были утрачены в 1920-х гг. В 1989 г. новые бюсты М.П. Мусоргского и П.П. Семенова-Тян-Шанского (автор – А.П. Тимченко) были установлены на подлинных пьедесталах. Территория перед фасадом бывшего здания училища теперь носит название Лермонтовский сквер, а само здание в течение долгого времени занимал завод радиотехнического оборудования.
После Февральской революции 1917 г. юнкера и преподаватели училища всячески затягивали принятие присяги новой власти. В итоге она так и не было принесена, а штандарт вопреки приказу Временного правительства не был сдан, а увезен в другой город и спрятан.
В 1918 г. училище прекратило свое существование. В 1921–1924 гг. оно было восстановлено и функционировало в эмиграции, в турецком Галлиполи и в югославской Белой Церкви, произведя три полноценных выпуска юнкеров.
Автор: О.В. Чистяков, к.и.н., Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА).
Источник: https://vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_4946
Участники событий и другие указанные лица: