13 мая 1836 года началось строительство железной дороги по маршруту Санкт-Петербург - Царское Село - Павловск.
Строительством Царскосельской железной дороги руководил австрийский инженер Франц Антон фон Герстнер. В его подчинении находились 17 инженеров, пятеро из которых имели опыт подобных работ на железных дорогах Англии. В строительстве было занято более 2500 рабочих и 1400 солдат.
Указом Николая I под дорогу бесплатно отводилась земля, а созданное акционерное общество на десять лет освобождалось от сборов и налогов и могло назначать тарифы за проезд и перевозку грузов.
Для Царскосельской дороги Герстнером была выбрана колея шириной 1829 мм. По его мнению, принятая в Европе ширина 1435 мм была мала для оптимальной конструкции паровозов и вагонов.
К 30 сентября 1836 года рельсы уложили на расстоянии 22 верст от Павловска и провели пробные поездки. Несколько вагонов на конной тяге проследовали от платформы в Павловске до Царского Села.
3 ноября 1836 года состоялась обкатка трехосного паровоза, доставленного морем из Англии. 6 ноября был совершен первый рейс поезда на паровой тяге и состава из 8 вагонов. Первый поезд, вел сам Герстнер.
Участок между Петербургом и Царским Селом длиной 25 км был открыт 11 ноября 1837 года. Это стало официальной датой открытия Царскосельской железной дороги. К открытию в Россию поступили шесть паровозов, 44 пассажирских и 19 грузовых вагонов, закупленных в Англии и Бельгии.
При строительстве дороги пришлось преодолевать овраги и речки, а также Обводный и Лиговский каналы. Для этого потребовалось построить 42 моста, что замедлило сроки выполнения проекта. В результате на всем же протяжении от Петербурга до Павловска дорогу открыли к июню 1838 года.
Ветка была однопутной, поэтому поезда с конечных станций отправлялись одновременно и расходились на станции Московское шоссе. Поездка занимала 42 минуты, средняя скорость движения была 32 км/час.
В качестве самостоятельной железной дороги Царскосельская дорога просуществовала до 1897 года, после чего она была включена в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и была перешита на русскую колею (1524 мм). Опыты с шириной колеи показали, таким образом, экономическую невыгодность размера, предложенного Герстнером.
Участники событий и другие указанные лица: