30.03.2023 14:04
Новости.
Просмотров всего: 12270; сегодня: 11.

История Уральского танкового завода № 183 Нижнего Тагила

История Уральского танкового завода № 183 Нижнего Тагила

Уральский танковый завод № 183 (УТЗ) получил своё название после эвакуации оборудования, кадров и заготовок танкового производства с завода № 183 из Харькова на Уральский вагоностроительный завод имени Ф. Э. Дзержинского (Уралвагонзавод) в город Нижний Тагил. 

Во время Великой Отечественной войны Уралвагонзавод был переоборудован в крупнейший завод по производству танков. В конце 1941 года с западной части СССР сюда были эвакуированы одиннадцать предприятий, в том числе Харьковский паровозостроительный завод (Харьковский танковый завод №183 им. Коминтерна) и Бежицкий сталелитейный завод. Первый эшелон покинул Харьков 19 сентября и направился на Урал, в Нижний Тагил, на громадную территорию Уральского вагоностроительного завода (всего ко второй декаде октябри было отправлено 43 эшелона). На эту же площадку прибыли Московский станкостроительный завод имени С. Орджоникидзе, часть оборудования московских заводов «Красный пролетарий», «Станколит» и некоторые другие учреждения. На основе этих предприятий был образован Уральский танковый завод № 183.

Первый танк на новом месте собрали уже 18 декабря, а к 31 декабря из узлов и детален, привезенных из Харькова, собрали и передали в войска 25 боевых машин. Расстановка оборудования на новой площадке завода осуществлялась из расчета выпуска 20 танков Т-34 в сутки. Для этого необходимо было иметь 1200 — 1250 станков и не менее 2000 рабочих. Из Харькова прибыло 1254 станков (в том числе и вспомогательных). 

За время войны УТЗ выпустил 25 266 танков Т-34. Каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошёл с конвейера этого завода. Кроме того, на заводе было выпущено 63 тысячи артиллерийских передков, сотни тысяч авиабомб, снарядов и направляющих для самоходных ракетных зенитных установок («катюш»). Для двух авиационных заводов, эвакуированных из Москвы и Ленинграда, УТЗ поставил около четырех тысяч бронекорпусов самолетов ИЛ-2. Каждый девятый легендарный штурмовик имел бронекорпус УТЗ. 

Уральский танковый завод в 1943 году сыграл исключительную роль в создании Уральского добровольческого танкового корпуса. Из более 200 необходимых для комплектования корпуса танков, он произвел 145. Добровольцами на фронт весной 1943 года ушли 185 заводчан. Всего на полях сражений Великой Отечественной войны воевало более шести тысяч рабочих, из них 3111 человек отдали свои жизни за Родину. 

Всего же за годы Великой Отечественной войны, начиная с 1 июля 1941-го и по 1 июня 1945-го, советская промышленность построила 95 252 танка и САУ против 40 380 боевых машин у противника. Правда, цифры эти несколько лукавы и учитывают лишь те классы бронированных машин, что производились в нашей стране. Между тем палитра бронетехники в Германии была заметно шире, нежели в СССР, и включала в себя также полноприводные бронеавтомобили с пушечным вооружением и полугусеничные бронетранспортеры. А это еще более 25 тысяч единиц. Между прочим советское командование относилось к ним со всей серьезностью. В изданной в 1943 году памятке для истребителей танков указывалось, что уничтоженный броневик соответствует легкому танку, за три штуки бойцу полагался орден Отечественной войны 1-й степени. Эта же награда выдавалась за два тяжелых или средних танка. Иначе говоря, два «Тигра» по боевой ценности приравнивались к трем броневикам. Но все равно даже с учетом бронеавтомобилей и бронетранспортеров промышленность Германии проиграла соревнование советскому Танкпрому. Это особенно очевидно, если сравнить количество противостоящих друг другу заводов: 27 – с советской стороны (по состоянию на конец 1944-го – начало 1945-го) и около 150 – с немецкой. 

В абсолютных цифрах в 1944 году немецкое производство бронетехники практически сравнялось с советским – соответственно 28 862 и 28 983 единицы. Сравнялось, но не превзошло.

В итоге мы неизбежно приходим к единственному выводу: система Наркомата танковой промышленности СССР продемонстрировала в годы Великой Отечественной войны более высокий уровень технологий и организации производства, нежели считающееся непревзойденным машиностроение Германии. Отечественные отраслевые руководители, ученые и инженеры лучше использовали имевшиеся в их распоряжении скудные материальные и кадровые ресурсы и создали более эффективное крупносерийное производство боевой техники. 

Все для фронта.

Становление завода пришлось на годы Великой Отечественной войны. Главным вкладом тагильских металлургов в победу стала броневая сталь для танков, в которую был одет каждый третий советский танк военного времени. В годы войны на заводе им. Куйбышева наладили выпуск гранат и стабилизаторов для “Катюш”. Даже юные тагильчане помогали фронту как могли — так, воспитанники детского дома шили кожухи для гранат. Взрослое население помогало по-своему — перевыполняли норму труда во много раз, осваивали новые технологии в металлургии. 

В 1942 году предприятия города в два-три раза увеличили выпуск продукции. А уже в 1943 году нижнетагильские заводы стали выпускать еще больше продукции. Так, химический завод увеличил объем производства в 26 раз по сравнению с 1940 годом, а также освоил выпуск 50 новых видов продукции. На заводе пластмасс было налажено производство бесфенольного креолина, и уже во втором полугодии 1943 г. его было отгружено более 700 тонн для нужд сельского хозяйства.

Необходимо было увеличивать производство. Строились цехи, мощные прокатные станы, турбогенераторы. На огнеупорном заводе было закончено строительство двух гофманских и двух периодических печей. На коксохимическом заводе рабочие сдали в эксплуатацию коксовую батарею, цехи кристаллического нафталина и пиридиновых оснований. На Высокогорском руднике строители воздвигли крупнейший агломерационный комбинат. Рабочие и инженеры треста “Тагилстрой” уже к концу марта 1944 года завершили строительство новой доменной печи. На предприятиях города был организован контроль за изготовлением заказов для домны. 27 апреля 1944 г. новая доменная печь выдала первую плавку.

За годы войны Нижний Тагил дал более 4 млн тонн чугуна, более 900 тыс тонн стали и более 500 тыс тонн проката. 

Уралвагонзавод — танки для победы.

В сентябре 1941 года Уралвагонзавод был перепрофилирован в связи с войной — предприятие перестало выпускать вагоны. Месяцем позже на завод прибыло оборудование для создания танкового производства. Уже в декабре были собраны и отправлены на фронт 25 первых, ставших легендарными, танков Т-34. Конструкторы постоянно вносили изменения этот танк. Обновлялись, становились надежнее в бою и проще в изготовлении все без исключения узлы танка. К концу 1943 года трудоемкость снизилась на 44,8 процента. Это было выдающееся достижение конструкторов и технологов Уральского танкового завода. 

Рост производства стал возможен по нескольким причинам: автосварка бронекорпусов и переход на литые башни, а также ряд других новшеств.

За время войны УТЗ выпустил 25 266 танков Т-34. Каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошёл с конвейера этого завода. На заводе было выпущено 63 тысячи артиллерийских передков, сотни тысяч авиабомб, снарядов и направляющих для самоходных ракетных зенитных установок («Катюш»). Для двух авиационных заводов, эвакуированных из Москвы и Ленинграда, УТЗ поставил около четырех тысяч бронекорпусов самолетов ИЛ-2. Каждый девятый легендарный штурмовик имел бронекорпус УТЗ.

Уральский танковый завод в 1943 году сыграл исключительную роль в создании Уральского добровольческого танкового корпуса. Из более 200 необходимых для комплектования корпуса танков, он произвел 145.

В период войны на Уралвагонзаводе создали 144 поточные линии, модернизировали 300 станков, из года в год увеличивали производство.

Война и мир: жизнь в тылу.

Перед войной жилой фонд Уралвагонзавода составлял 208 тысяч квадратных метров. Невозможно было расселить на этой площади тысячи эвакуированных семей. Военной нормой стали три квадратных метра на человека. Уплотнялись, принимая харьковчан, москвичей, ленинградцев, киевлян, жители не только Вагонки, но и всего города. Однако жилья не хватало. За четыре месяца в рабочем поселке построили 106 бараков, 177 землянок. У эвакуированных не было самого необходимого, и на заводе делали для них кровати, столы, табуретки, ведра, чайники, кружки, ложки.

Одной из главных проблем города в то время было продовольствие. Сельское хозяйство Урала работало в основном для фронта, поэтому решать вопрос пропитания люди должны были сами. В 1942 в горкоме был организован отдел сельского хозяйства. Промышленные предприятия, строительные организации завели подсобные хозяйства. Жители города стали выращивать овощи, наиболее активно — картофель. Выращивать другие овощи получалось хуже — сказывались климат, недостаток опыта, отсутствие условий.

Недостаток еды, сна, отдыха и переизбыток работы были основными спутниками тагильчан в годы Великой Отечественной войны.

1 ноября 1941 года завод №183 располагал 6324 производственными и 5813 вспомогательными рабочими Уралвагонзавода. Из них 2500 — завода №183, 550 — Мариупольского завода им. Ильича, 150 — завода № 184 «Коммунар» (г. Мариуполь) и 12 квалифицированными рабочими завода «Красный Профинтерн» (г. Мариуполь).

И все же это число едва обеспечивало 60% потребности в рабочих завода. К 20 ноября 1941 года на заводе имелось около 11000 рабочих различной квалификации. Условия, вызванные войной и вынужденной эвакуацией большого количества промышленных предприятий на Урал, создали множество трудностей при развертывании производства танков на новой производственной площади.

Почти все смежники, ранее снабжавшие завод № 183 приборами, резиной, электрооборудованием и т.п. прекратили поставки п связи с эвакуацией. На эти трудности налагались проблемы, вызванные необходимостью скорейшей перестройки Уралвагонзавода (УВЗ) па выпуск танков и потребовавшие исключительно большой работы всех звеньев завода.

В интересах быстрого решения этой сложной и ответственной задачи конструкторский отдел завода № 183 с первых же дней своего пребывания в Нижнем Тагиле перестроил работу конструкторов и все свое внимание направил только па пересмотр конструкции деталей танка Т-34 с тем, чтобы они отвечали производственным возможностям, имеющимся на УВЗ.

В конце ноября — начале декабря 1941 года в условиях суровой уральской зимы коллективу завода № 183 пришлось одновременно осуществлять планировку будущих цехов, монтировать оборудование, запускать производство и выпускать первые уральские танки Т-34.

О том, как осуществлялась эта работа можно судить из сводки по Уралвагонзаводу, составленной старшим представителем ВП (военной приемки) завода № 183 Козыревым и отправленной 20 декабря 1941 г. начальнику БТУ ГАБТУ КА Коробкову: «Согласно график(у) заводоуправления в декабре должно быть выпущено 170 танков. На 20.12.1941 г. – 65 танков. В действительности имеется принятых пробегом 11 танков. Окончательно принятых для отправки нет. Невыполнение программы — из-за механических цехов, вместо 963 станков установлено 717, в эксплуатации — лишь 435.

В январе 1942 (г.) завод может выпускать 120 — 150 танков при условии нормальной работы термических цехов бывшего Мариупольского завода. Из-за отсутствия радиостанций будут выпускаться только линейные танки.

Самым крупным производителем танков в период войны стал расположенный в Нижнем Тагиле завод № 183. Этот завод по своим производственным мощностям занимал третье место в наркомате, уступая только таким гигантам, как Кировский завод и знаменитый УЗТМ (Уральский завод тяжелого машиностроения). Важнейшие статистические сведения об этом заводе приведены в таблице. Завод был создан в результате объединения Уральского вагоностроительного завода и завода № 183, эвакуированного в октябре – ноябре 1941 г. из Харькова. Свою первую продукцию завод дал уже в декабре 1941 г., а в марте перекрыл довоенный уровень.

Директором завода за исключением короткого периода в начале 1942 г. был Юрий Евгеньевич Максарёв (1903-1982), Герой Социалистического Труда (20.01.1943), опытный танкостроитель и талантливый организатор производства.

- 1926—1927 — техник завода «Большевик» в Ленинграде.

- 1927—1929 — техник «Гипромез» в Ленинграде.

- 1929—1938 — мастер смены, механик цеха, заместитель начальника цеха, начальник цеха, начальник отдела Кировского завода в Ленинграде.

- 1938—1941 — директор танкового завода № 183 в Харькове. На этом посту внес значительный вклад в начало массового выпуска легендарного танка Т-34.

- 1941—1942 — директор танкового завода имени Коминтерна в Нижнем Тагиле. В феврале 1942 года по распоряжению И. В. Сталина Максарев был снят с должности за невыполнение плана выпуска танков, его намеревались отдать под суд. Директора спас заместитель народного комиссара танковой промышленности И. М. Зальцман, лично разбиравшийся с ситуацией на заводе.

- 1942 — главный инженер эвакуированного в Челябинск Кировского завода, затем главный инженер завода № 183 в Нижнем Тагиле.

- 1942—1946 — директор Уральского танкового завода № 183 имени И. В. Сталина в Нижнем Тагиле. Под его руководством было организовано поточное производство танков, широко внедрялись новые сварочные технологии академика Е. О. Патона, также работавшего тогда в Нижнем Тагиле. В годы войны предприятие выпустило около 35 тысяч танков Т-34.

Численность работников, производственные мощности и объем производства важнейшей продукции завода № 183


1942

1943

1944

1945 (1-е полугодие)

Работники завода, чел.

29 060 чел.

31 536 чел.

29 835 чел.

30 245 чел.

Металлорежущие станки, шт.

2 898

3 976

3 878

3 737

Кузнечно-прессовое оборудование, шт.

84

102

91

90

Число/тоннаж сталеплавильных печей шт./т

8/160

12/240

14/250

14/250

Произведено: танки, всего, шт.

5 684

7 466

8 421

4 310

В том числе: Т-34-76, шт.

5 684

7 466

1 838

0

Т-34-85, шт.

0

0

6 583

4 310

Штамповки и поковки, т

43 067

44 396

51 232

23 348

Выплавка стали, т

145 319

210 840

208 910

106 322

Стальное и чугунное литьё, т

88 009

110 472

136 028

72 505

 Как и многие другие заводы НКТП, завод № 183 имел собственное металлургическое производство, плавил сталь, изготовлял стальные и чугунные отливки. В 1941 г. завод выплавил 1,8 % от общесоюзной выплавки стали, а в 1944 г. – даже 2,4 %. Литейное производство завода № 183 имело самые высокие объемы среди всех предприятий наркомата. Благодаря развитому литейному и штамповочному производствам завод широко использовал высокопроизводительные технологии и был пионером в снижении трудоёмкости и материалоёмкости танка. Трудоёмкость танка Т-34 на заводе № 183 в течение всей войны была самой низкой среди предприятий НКТП. Завод считался самым передовым предприятием танкостроения с точки зрения эффективности организации производства. КБ завода, руководимое главным конструктором А.А. Морозовым, было главным центром по совершенствованию конструкции и модернизации танка Т-34. Большинство нововведений в этой области разрабатывалось и апробировалось именно на заводе № 183.

Завод № 183 представлял собой комбинат, соединявший много разнообразных производств. Помимо непосредственной сборки танка, завод производил большую часть его деталей, бронекорпуса и литые башни. Кроме того, на заводе производились запчасти (в 1944 г. завод произвел запчастей к танкам на 78,5 миллионов рублей). Завод производил бронекорпуса Ил-2, бронедетали для других самолетов, корпуса для авиабомб, детали реактивных снарядов и даже… передки для 122-миллиметровой гаубицы и 76-мм полковой пушки. Завод № 183 был наиболее независим от внешних поставок во всей системе НКТП. От других заводов НКТП он получал дизели В-2 и электрооборудование. От заводов Наркомата вооружения – вооружение танка, от заводов Наркомата черной металлургии – прокат, в том числе бронелист. Основными поставщиками завода были Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты. Другой важной деталью, от поступления которой всегда сильно зависело танковое производство, были подшипники. До войны их поставляли 1-й и 2-й ГПЗ в Москве, эвакуированные затем в Куйбышев, Саратов и Томск.

Свою ведущую роль в танкостроении завод сохранил и после войны. Благодаря своим размерам он даже попал в книгу рекордов Гиннеса как самый большой военный завод в мире.

2 марта 1936 года заводу было присвоено название “Уральский вагоностроительный завод (Уралвагонзавод) имени Ф.Э. Дзержинского”.

В августе 1941 года по решению Государственного комитета обороны на базе Уралвагонзавода и 11 эвакуированных предприятий был создан “Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна”.

26 мая 1945 года “Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна” был переименован в “Уральский вагоностроительный завод имени И.В. Сталина”.

12 сентября 1963 года заводу было возвращено название – “Уральский вагоностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского”.

С 12 апреля 1984 года завод носит название “Уралвагонзавод”.

Нижний Тагил Свердловской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


1943. Уралмашзавод. СУ-122
1943. Уралмашзавод. СУ-122

1943. Т-34-76. Нижний Тагил.
1943. Т-34-76. Нижний Тагил.

Конвейер артиллерийских передков [РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 4. Д. 880. Л. 5]
Конвейер артиллерийских передков [РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 4. Д. 880. Л. 5]

История Уральского танкового завода № 183 Нижнего Тагила

История Уральского танкового завода № 183 Нижнего Тагила

История Уральского танкового завода № 183 Нижнего Тагила

История Уральского танкового завода № 183 Нижнего Тагила

История Уральского танкового завода № 183 Нижнего Тагила

История Уральского танкового завода № 183 Нижнего Тагила

История Уральского танкового завода № 183 Нижнего Тагила

История Уральского танкового завода № 183 Нижнего Тагила

Тематические сайты: Авиация, Города воинской славы и трудовой доблести, Дети, История, Молодежь, Оборонная промышленность, Патриотизм
Сайты субъектов РФ: Донецкая Народная Республика, Москва, Санкт-Петербург, Саратовская область, Свердловская область, Тверская область, Томская область, Челябинская область
Сайты столиц субъектов РФ: Саратовская область - Саратов, Томская область - Томск, Челябинская область - Челябинск
Сайты моногородов субъектов РФ: Свердловская область - Нижний Тагил
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия, СССР, Украина
Сайты городов стран: Украина - Харьков
Сайты регионов мира: Европа Восточная
Сайты объединений стран: СНГ - Содружество независимых государств

Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: lughistory.ru/trudovye-podvigi/uralskij-tankovyj-zavod-%e2%84%96-183-nizhnij-tagil/
Поделиться:

Интересно:

Впервые государственное звание «Мать-героиня» получили мамы-москвички
22.11.2024 16:39 Новости
Впервые государственное звание «Мать-героиня» получили мамы-москвички
В преддверии Дня матери в Москве состоялось вручение государственных наград Российской Федерации столичным многодетным семьям. На торжественной церемонии лауреатов отметила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. «Москва — это тот город...
История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...