Региональный руководитель «Поискового движения России» в Воронежской области Сегодин Михаил Михайлович выступил в качестве свидетеля на заседании суда по делу о геноциде мирных жителей Воронежской области нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.
Он рассказал, что на временно оккупированных территориях в период с середины июня 1942 года по январь 1943 г. создавались фильтрационные лагеря и комендатуры, в которые принудительно сгонялось население. После проверок людей распределяли по категориям: часть отправлялась на принудительные работы, часть отправлялась на работы и в лагеря Германии, неугодные (больные, раненые, старики, партийные) шли на уничтожение либо в лагеря, в которых подневольный труд, 18 часовой рабочий день, издевательство и отсутствие еды, приводили к тому же медленному уничтожению.
«С 2010 года по 2023 год было проведено 16 поисковых экспедиций, в результате которых обнаружены останки около 4500 солдат и офицеров Красной армии и мирного населения. Кроме того, поисковое объединение обследовало более 35 км территории Каменского и Острогожского районов Воронежской области по пути следования ЖД линии «Берлинка» и выявило 17 мест дислокации содержания и казни военнослужащих и мирного населения. Многих заключенных найти скорее всего не удастся, так как истощенные люди умирали при строительных работах и были засыпаны на месте работ в отвалах», - рассказал во время первого заседания региональный руководитель «Поискового движения России» в Воронежской области Сегодин Михаил Михайлович.
Концентрационный лагерь «Дулаг - 191» был создан для строительства ж/д дороги «Ростов-Берлин», как ее именовали оккупанты, строительство начиналось почти сразу после вступления немецко-фашистских войск на территорию Острогожского района в начале июля 1942 г. Одновременно в Острогожском и Евдаковском (ныне - Каменском) районах Воронежской области оккупантами было развернуто около 17 лагерей для военнопленных, где находилось от З5 до 70 тысяч узников.
Как показывают исследования, в лагере содержалось мирное население и военнопленные. Среди военнопленных были представители разных национальностей, в т.ч. русские, белорусы и украинцы, которых доставляли из оккупированных областей УССР. Перед лицом общего врага не было национальных разногласий, несчастные вместе нести тяготы плена и были захоронены в общих могилах. Зона действия лагеря находилась в 35 км полосе от ст. Евдаково Каменский район Воронежской области до х. Гнилое.
Условия содержания были чудовищными: в лучшем случае людей содержали в коровниках, в худших — это были просто территории, оцепленные колючей проволокой. Кормили один раз в день жидкой баландой на основе картофельных очистков, либо зерна и протухшей конины. Также давали сырную свеклу. Люди медленно умирали от болезней, непосильного труда (рабочий день 18 часов) и недоедания. К осени резко изменилась ситуация. Так как люди попали в лагерь в летний период - теплой одежды не было. Люди массово начали умирать от переохлаждения. Смертность в лагерях достигла 70%.
Любая незначительная провинность приводила к смерти или к жестокому наказанию. Местное население пыталось хоть как-то подкормить узников. Замеченные в этом наказывались на месте, были избиты или могли также попасть в лагерь. Отношение к узникам за это было более суровое. Их могли просто расстрелять, либо забить. Больных и истощенных, кто уже был не в силах работать, добивали.