10.04.2023 16:29
Новости.
Просмотров всего: 12587; сегодня: 7.

Главархив: Как школьников Москвы учили водить машину во времена СССР

Главархив: Как школьников Москвы учили водить машину во времена СССР

В апреле 1969 года Моссовет принял решение об организации начальной подготовки водителей среди школьников выпускных классов.

В начале 1969 года Совет министров СССР пришёл к выводу, что нужно обучать школьников старших классов вождению автомобилей, так как отечественное машиностроение стремительно развивалось. Например, в 1961 году к таким автоконцернам, как ГАЗ, МАЗ, ЗИЛ и АЗЛК, добавились Запорожский автомобильный завод «Коммунар», а в 1966 году ВАЗ выпустил первую партию легковых малолитражных машин, а к январю 1969 года на кульманах проектных институтов были готовы чертежи цехов будущего завода КамАз, строительство которого началось в декабре.

Умение водить машину стало полезным навыком, так как личный легковой автомобиль мог теперь появиться у большего количества людей в повседневной жизни. Поэтому Совет министров издал постановление о необходимости введения в программы производственного и трудового обучения в средней школе такой дисциплины, как основы автодела. В Главархиве Москвы сохранилось решение Моссовета, посвящённое этому вопросу.

Так, в ведомстве основательно проработали данный вопрос, а затем выпустили постановление № 17/8 «Об обучении учащихся старших классов средних общеобразовательных школ автоделу». Согласно документу, было предусмотрено введение с начала 1969/1970 учебного года обучения автоделу учащихся старших классов. Сначала новая дисциплина вводилась в экспериментальном порядке в 12 школах Москвы, но уже со следующего года планировали внедрить эту практику во все общеобразовательные школы.

В рамках программы рассчитывали подготовить как профессиональных шофёров, так и автолюбителей. С целью привлечения большего количества молодёжи к занятиям было решено, что те, кто с отличием окончит школьные курсы и успешно сдаст стандартные экзамены в ГАИ, по достижении 18 лет получат водительское удостоверение с правом допуска к управлению грузовыми и легковыми автомобилями.

Моссовет своим решением также прикрепил школы к городским автобазам и распорядился выделить для теоретических и практических занятий 12 капитально отремонтированных автомобилей ГАЗ-51, оборудовав их предварительно дублирующими педалями управления. Автобазы с 1969 года также должны были передавать для оборудования учебных кабинетов приборы и детали (из числа подлежащих списанию), а также снабжать школьные учебные автопарки запасными частями и горюче-смазочными материалами.

Предполагалось снабдить каждый кабинет действующими двигателями и агрегатами, размещёнными на специальных стендах, монтаж и обслуживание которых также ложились на плечи предприятий Главмосавтотранса. Из лучших работников автопарков отбирали инструкторов для работы в школах. Один специалист полагался на класс из 35 человек.

Если ученик хотел получить удостоверение автолюбителя, то вполне могло хватить академических часов, отведённых на специальную военную подготовку. Если школьник хотел научиться водить машину профессионально, то в учебный план добавляли часы, отведённые для внеклассных занятий. Таким образом, школьники, изучающие автодело по программе подготовки любителей, должны были получить 32 часа практического вождения. Выпускники, решившие связать с автотранспортом свою дальнейшую жизнь, к концу обучения должны были иметь не менее 50 часов практики за рулём.

Решение Моссовета № 17/8 сыграло свою позитивную роль в процессе подготовки кадров для отечественного машиностроения. Благодаря школьным урокам автодела сотни молодых людей получили навыки вождения и технического обслуживания автомобиля, что многим помогло в повседневной жизни, а для кого-то эти уроки стали началом карьеры в сфере транспорта.


Мастер В.Н. Мещеряков проводит занятие с учащимися 10 класса школы № 519 учебно-производственного центра Кировского района. Автор – В. Будан. Москва. 05.03.1963 г. Главархив Москвы
Мастер В.Н. Мещеряков проводит занятие с учащимися 10 класса школы № 519 учебно-производственного центра Кировского района. Автор – В. Будан. Москва. 05.03.1963 г. Главархив Москвы

Преподаватель школы № 179 С. Зорина принимает зачёт по автоделу у ученицы 10 класса А. Якобсон. Автор – Г. Тер-Ованесов. Москва. Сентябрь 1956 г. Главархив Москвы.
Преподаватель школы № 179 С. Зорина принимает зачёт по автоделу у ученицы 10 класса А. Якобсон. Автор – Г. Тер-Ованесов. Москва. Сентябрь 1956 г. Главархив Москвы.

Победитель московских и всесоюзных соревнований школьников-автомобилистов среди девочек Л. Казарян. Автор – неизвестен. Москва. 1970-е гг. Главархив Москвы.
Победитель московских и всесоюзных соревнований школьников-автомобилистов среди девочек Л. Казарян. Автор – неизвестен. Москва. 1970-е гг. Главархив Москвы.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: cgamos.ru/news/e181453/
Поделиться:

Интересно:

Впервые государственное звание «Мать-героиня» получили мамы-москвички
22.11.2024 16:39 Новости
Впервые государственное звание «Мать-героиня» получили мамы-москвички
В преддверии Дня матери в Москве состоялось вручение государственных наград Российской Федерации столичным многодетным семьям. На торжественной церемонии лауреатов отметила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. «Москва — это тот город...
История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...