1 апреля (20 марта – по ст.ст.) 1808 года император Александр I издал манифест о «вечном» присоединении Финляндии к России. Это произошло буквально месяц спустя после объявленной войны со шведами: она разразилась в феврале того же года и стала одиннадцатой по счету за прошедшие три с половиной века.
Предпосылками для столкновения послужили условия Тильзитского мира, по которым Россия становилась союзницей Наполеона в борьбе против Великобритании и её сторонников, в числе которых была Швеция.
Очень скоро территория Финляндии была занята русскими войсками. Примерно за месяц русская армия заняла Гельсингфорс и Тавастехус, крепость Свартхольм, укрепленный мыс Гангут и Аландские острова. Впоследствии капитулировал и Свеаборг. Таким образом, вся Южная и Средняя Финляндия оказались под контролем России. При этом населению раздавались прокламации, в которых содержались обещания гарантировать сохранение прежних религии, законов и привилегий. При присоединении новых земель это была обычная практика.
«Страну сию, оружием Нашим покоренную, Мы присоединяем отныне навсегда к Российской Империи, и вследствие того повелели Мы принять от обывателей ее присягу на верное престолу Нашему подданство», – говорилось в Манифесте «О покорении шведской Финляндии и о присоединении оной навсегда к России» от 20 марта 1808 года.
На сословном собрании представителей народов Финляндии император Александр I произнёс речь, в которой обещал сохранить местную конституцию и законы. Члены сейма присягнули императору.
Так как главной целью России было создание среди населения Финляндии настроения «дружественного, спокойного, довольного своим положением и заинтересованного во внешнем могуществе и силе России», Великое княжество Финляндское получило особый статус автономии в составе России. Российский император, в частности, не мог без согласия Сейма утверждать новые и изменять старые законы, вводить налоги и пересматривать привилегии сословий.
«Под сению престола Нашего покоются многочисленные народы, судьбы их равно сердцу Нашему драгоценны; вступив в состав Империи Нашей, вы приобрели тем самым равные права с ними. Сверх древних установлений, страны вашей свойственных и свято Нами хранимых, новое поле вашей деятельности и трудолюбию открывается. Под сильным щитом России, земледелие ваше, торговля, промыслы, все источники народного богатства и благосостояния воспримут новую жизнь и расширение. Мы познаем вскоре все ваши нужды и не умедлим простереть вам руку помощи и облегчения. Оружие Наше оградит пределы ваши от всякого к вам прикосновения и отразит все покушения врагов, если бы когда либо возмутить спокойствие ваше они дерзнули. Приверженность, единство и непоколебимая верность есть единое возмездие, коего Мы за все сие от вас требуем и ожидаем несомненно», – было сказано в последовавшем Манифесте
«О присоединении Финляндии» от 5 июня 1808 года.
Полиция княжества формировалась только из финнов: и если изначально она была подчинена генерал-губернатору, то затем перешла в ведение гражданской экспедиции при Хозяйственном департаменте Сената, то есть стала фактически полностью независимой.
Несмотря на то, что территория Финляндии к тому времени уже фактически была добровольно присоединена к России, мирный договор был подписан лишь 5 сентября 1809 года. Это произошло в финском городе Фридрихсгаме. Четвертая статья этого документа полностью закрепляла отказ Швеции от Финляндии в пользу Российской империи. Примечательно, что некоторые из присоединяемых территорий находились под шведской короной более 600 лет – еще с XII века.
По окончании войны столицей княжества в 1809–1812 годах был город Або (современный город Турку), а затем столица была перенесена в привинциальный Гельсингфорс (ныне – Хельсинки).
Текст: Анна Хрусталёва.
Изображение: Александр I открывает Боргоский сейм.