Санкт-Петербургская Российская национальная библиотека в разделе Электронная библиотека представила литературный сборник «Торжественник триодный» 1600 года.
Торжественник - литературный сборник, популярный на Руси в XV–XVII вв. Он содержит жития святых, поучения и торжественные слова, посвященные православным церковным праздникам.
Эти тексты (в большинстве своем переведенные с греческого языка) предназначались для чтения в храме во время богослужения, поэтому в основу сборника положен календарный принцип: расположение его статей соответствует богослужебному кругу. Постный (или «триодный») торжественник включает чтения на воскресные дни Великого поста, на дни Страстной седмицы и на Пасху.
Книга дошла до нас в составе библиотеки Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, однако происходит она из скриптория Троице-Сергиева монастыря, одного из крупнейших русских книгописных центров XVI–XVII вв.
Об этом свидетельствует «выходная» запись писца — троицкого инока Боголепа (л. 380), в которой сообщаются обстоятельства создания рукописи. Торжественник был написан в 1600 г. по повелению казначея Троице-Сергиева монастыря старца Ильи (в другой записи указано его прозвище — «Агапитец»). Будучи соловецким пострижеником, старец заказал книгу специально для вклада в северную обитель. Этот случай не единичен: на рубеже XVI и XVII столетий среди влиятельных троицких старцев, занимавших крупные монастырские должности, было немало выходцев с Соловков. Они отправляли в родную обитель щедрые вклады (книги, иконы, утварь) — так вместе с произведениями искусства московских мастерских на Север проникали столичные художественные традиции. Известно несколько роскошных, богато декорированных рукописей, выполненных троицкими писцами и художниками специально для Соловецкого монастыря.
Торжественник написан крупным каллиграфическим полууставом (типом книжного письма, характерным для XVI–XVII вв.). Заголовки, начальные буквы в тексте и колонтитулы выполнены киноварью, начальная строка первого заголовка выписана тонкой вязью (л. 3). Оформление текста свидетельствует о высоком профессионализме писца. Художественное убранство книги не отличается роскошью (хотя также выполнено профессионально): украшением рукописи служат красочная заставка неовизантийского стиля (л. 3) и крупный киноварный инициал растительного орнамента (л. 3 об.).
Как следует из писцовой записи, рукопись Торжественника была переплетена в два тома. Настоящая книга включает вторую часть сборника — слова и поучения от пятой недели Великого поста до Пасхи (первая часть также хранится в РНБ в составе библиотеки Соловецкого монастыря под шифром Сол. 1054/1163). Рукопись сохранила исконный переплет — доски, поволоченные тисненой кожей, с двумя застежками; верхняя крышка украшена металлическими наугольниками в виде трилистников и фигурным средником). Конструкция крышек и орнамент тиснения характерны для переплетов XVI в. Оригиналом для списка Торжественника послужила книга из библиотеки Троице-Сергиева монастыря — «а писан с переводу с Троицкого же Сергиева манастыря» (л. 380).
Книга являет собой образцовое произведение троицкого скриптория. Примечательно при этом, что трудившийся над ее созданием писец Боголеп называет себя пострижеником Кирилло-Белозерского Успенского монастыря (л. 380). Таким образом, рукопись можно рассматривать как памятник книжного искусства, свидетельствующий о тесных культурных связях трех русских монастырских книжных центров на рубеже XVI и XVII вв.
Торжественник триодный. - 1600 г. - 391 + III л. ; 1º (32,5 x 21) см.
Шифр РНБ: ОР Сол. 1053/1162.
Изображение: Российская национальная библиотека.