На территории полигона Сибирского государственного университета геосистем и технологий сохранился трамвайный прицепной вагон 1930-х годов производства. Информация о данном уникальном экземпляре заинтересовала Музей техники Евгения Шаманского, г. Мытищи, Московская область.
В качестве представителя музея в Новосибирск приехал старший научный сотрудник музея Пузанов Андрей Павлович. Он рассказал о деятельности музея, а также подчеркнул, что после реставрации вагон не только вернет себе прежний вид, но и обретет возможность вновь встать на рельсы:
«Музей занимается реставрацией автомобилей и прочих видов техники. Полгода назад нам удалось приобрести трамвайный моторный вагон довоенных времен производства. После этого события возникла идея, что неплохо было бы создать полноценный трамвайный поезд в том виде, в котором он эксплуатировался в 30-е годы. Трамвайные вагоны серии Х и серии М являлись основными для городов Советского Союза 30-х годов. Они ходили в 64 городах нашей Родины, а в 54 городах открыли трамвайное движение.
Благодаря дружбе с Музеем городского электрического транспорта Санкт-Петербурга, а именно в тесном сотрудничестве с Максимом Николаевичем Ляденко, мы узнали о том, что сохранилось 2 вагона серии М в Новосибирской области, которые по сегодняшним меркам находятся в приличном состоянии. Один находится на территории полигона СГУГиТ, второй в гораздо более худшем состоянии находится в селе Согорное. Это единственные два вагона серии М, которые сохранились на сегодняшний день, о которых мы знаем. Таким образом, связавшись с администрацией вуза и получив «зеленый свет» от ректора СГУГиТ, Карпика Александра Петровича, мы прилетели в Новосибирск из Москвы за вагоном.
После реставрации это будет полноценный поезд из моторного и прицепных вагонов. Как правило, такие поезда ходили в трехвагонном составе, именно это мы и планируем воспроизводить. Первоначально, мы займемся расчисткой от наслоений времени. Вагон после ВОВ проходил типичную для всех городов СССР модернизацию – из двустороннего переделывался в односторонний, поэтому двери с одной стороны у него зашиты, с этим также будут производиться работы. Сейчас мы занимаемся сбором конструкторской документации и подготавливаем передачу материалов нашему музею. Какое-то время займет воссоздание утраченных элементов. Учитывая, что на данный момент не осталось донорских составов, создавать их придется с нуля.
Готовый поезд можно будет увидеть в нашем музее в Мытищах. Первоначально планируется представить его общественности на Параде городского транспорта в городе Санкт-Петербурге. Он будет на ходу, в ряду себе подобных участвовать в этом красочном мероприятии. Спасибо всем причастным за сохраненную частичку истории!»