Великую эпоху Петра Первого — создание флота и регулярной армии, открытие академии наук и курс на просвещение, рождение новой столицы и новых ценностей — обсудили ученые-историки с молодежью Махачкалы.
В столице Дагестана в мультимедийном парке «Россия — Моя история» прошел исторический форум «Петровские времена» Российского общества «Знание». В 2022 году такие встречи, посвященные 350-летию со дня рождения Петра I, проходят в парках «Россия — Моя история» по всей стране.
Встречу открыла лекция кандидата исторических наук, доцента кафедры истории России Уральского федерального университета, старшего научного сотрудника Института истории и археологии УрО РАН Михаила Киселёва об уникальной личности первого российского императора. Историк рассказал школьникам и студентам Махачкалы о становлении Петра как личности и как правителя, описал многие известные образы царя и даже малоизвестный образ Петра за книгой, обсудил с аудиторией дальновидность и прогрессивность его взглядов, его решимость и категоричность.
«Пётр, прежде всего, представляется воином-полководцем, который ведет полки в бой. Другой известный образ Петра — это царь-реформатор, который руководит преобразованиями в государстве. Третий яркий образ — это Пётр-ремесленник, инженер. Как известно, он владел в совершенстве 14 ремеслами и был первым квалифицированным дипломированным русским инженером. Но существует и другой, малоизвестный образ царя — это Пётр за книгой. Он был первый правитель, который лично собрал очень большую библиотеку. Пётр — тот правитель, который одинаково хорошо владел топором как строитель, саблей как солдат и пером как писатель или законотворец», — отметил наставник.
Михаил Киселёв и его коллега — доктор исторических наук, доцент, проректор по воспитательной работе ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» Оксана Мутиева — также дали обширные лекции о политических, экономических, социальных и культурных реформах Петра, кардинально изменивших не только внутренний облик России, но и положение государства на международной арене.
Вместе с тем о событиях, ставших предпосылками будущих реформ, а именно о развитии государства до петровских времен, а также о Великом посольстве рассказали доктор исторических наук, профессор кафедры истории России, заслуженный деятель науки Республики Дагестан Нина Гарунова, учитель истории и обществознания, финалист конкурса «Учитель года России — 2019» Владимир Матюхов. Так, Нина Гарунова описала правление предшественников Петра и заложенные ими основы будущего государственного реформирования. Владимир Матюхов, в свою очередь, рассказал о Великом посольстве, сути и значении этой дипломатической миссии.
Изучение молодыми людьми материала проходило и в формате интерактивных игр: составление спилс-карты Российской империи, изучение военной стратегии в рамках игры «Помогите Петру I выиграть войну» и игра в формате «правда — ложь» о состоявшихся реформах. Интенсив завершила интеллектуальная викторина, в рамках которой ребята смогли проверить свои знания о петровских временах, и экскурсия по мультимедийному парку «Россия — Моя история». Информационные интерактивные стенды, 3D-инсталляции, редкие архивы парка в Махачкале позволили школьникам и студентам познакомиться с интересными малоизвестными фактами из истории своей страны и республики.
Форум «Петровские времена» помог дагестанским школьникам и студентам расширить знания о легендарной личности Петра Великого, а также разобраться в проведенных им реформах в сфере государственной и общественной жизни. Совокупность этих знаний позволит молодым людям лучше понять особенности исторического развития нашего государства.
Махачкала встретила молодежный просветительский проект «Петровские времена» в ряду других городов. В 2022 году аналогичные форумы пройдут в 24 мультимедийных исторических парках «Россия — Моя история» по всей стране.