03.03.2022 13:55
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 19330; сегодня: 3.

Центральная Азия: новые горизонты для дипломатии

Эксперты России и Центральной Азии обсудили внешнеполитические стратегии региона в новых международных условиях.

События, происходящие в постсоветских странах, вызывают много беспокойства не только у России, но и в мире в целом. Система безопасности, созданная в 20 веке в контексте холодной войны, на сегодняшний момент переживает кризис, и если последнее десятилетие регионом напряженности был, в основном, Ближний Восток, то теперь линия кризисных событий двигается все ближе к европейской границе. В сложившейся ситуации расширение НАТО привело к созданию новой напряженности, которую невозможно игнорировать без пересмотра и переоценки существующих норм безопасности.

Экспертная панель, организованная АНО «Институт исследований Центральной Азии», была направлена на выявление внешнеполитических стратегий России и Центральной Азии в новых условиях. В частности, главным вопросом на повестке дня стало выявление политических и экономических последствий казахстанского и украинского кризисов для всего региона.

Нагнетание исторических фобий.

Так, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Татьяна Котюкова обозначила, что прожив 30 лет без Советского союза, страны, ранее в него входившие, подошли к определенной исторической развилке, на которой есть два пути продолжения дальнейшего движения. Один из вариантов, по которому могут развиваться события – это продолжение нагнетания исторических фобий, связанных с историей до 1917 года, с советским периодом времени, с конфликтами на территории СНГ и в целом в мире, в которых участвовала Россия в форме миротворческих контингентов. По мнению эксперта, людям, которые родились после 1985 года насильственно навязывается определенного толка «историческая память». Вторая дорога – переход на новый уровень взаимоотношений России и государств Центральной Азии, который позволит нам преодолеть этот комплекс навязанных и реальных фобий, которые имели место быть за многовековую историю. Шансы пойти по этому пути 50 на 50. При этом для всех людей на пространстве как России, так и центральноазиатских республик, действует одно обстоятельство: существует определенное количество мыслящей интеллигенции, которая сделала свой выбор с точки зрения политических и моральных ориентиров не в пользу родины. Этот феномен необходимо изучать, считает эксперт.

Что говорят официальные документы.

В свою очередь, доцент Ташкентского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Равшан Назаров остановился на том, какие внешнеполитические стратегии официально действуют в странах Центральной Азии. Так, в Туркменистане сегодня основным документом, определяющим внешнеполитический курс, является соответствующая концепция, принятая на 2017-2023 годы. Согласно документу, среди основных целей внешней политики государства на этот период значится конструктивное сотрудничество в региональном и глобальном масштабе во имя всеобщего мира, безопасности и благополучия. Также особое внимание уделяется развитию тесного стратегического партнерства с ООН, укреплению взаимодействия с ОБСЕ, Движением неприсоединения, Организацией исламского сотрудничества и другими международными организациями и в целом со странами всего мира. Кроме того, акцент делается на выработке сбалансированных решений в таких сферах, как энергетика, обеспечение энергобезопасности, создание устойчивой транспортной системы, экология и охрана окружающей среды, продовольственная безопасность.

Что касается Таджикистана, то в действующей с 2015 года концепции внешней политики этой центральноазиатской республики отмечено, что в системе межгосударственных отношений для страны приоритетные позиции занимают соседние государства региона. Таджикистан является сторонником дальнейшего расширения позитивного, многовекового и созидательного опыта дружественного сосуществования народов Центральной Азии. Республика рассматривает взаимодействие и разветвленную региональную интеграцию как важнейший механизм решения экономических, социальных, экологических вопросов и обеспечения мира и стабильности в Центральной Азии.

В качестве приоритетов в концепции внешней политики Кыргызстана, датируемой 2019 годом, обозначены защита независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности страны, сохранение мира и стабильности, построение правового государства с парламентской демократией, сохранение единства многонационального народа республики, укрепление национальной и экономической безопасности. Кроме того, прописана необходимость обеспечения безопасности в финансово-экономической, продовольственной, водно-энергетической, экологической, информационной и других сферах. Сделан акцент и на продвижение устойчивого социально-экономического развития и роста благосостояния народа Кыргызской Республики, а также на сохранение и развитие исторических, культурных ценностей и традиций многонационального народа страны.

Казахстан среди центральноазиатских республик имеет самую новую концепцию – на 2020-2030 годы, принятую в марте 2020 года. Среди приоритетов – дальнейшее развитие союзнических отношений с Российской Федерацией, всестороннего стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой, расширенного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки, стратегических взаимоотношений с государствами Центральной Азии, расширенного партнерства и сотрудничества с Европейским Союзом и государствами-членами ЕС. Помимо этого, в числе значимых направлений внешнеполитической деятельности обозначен курс на расширение сотрудничества с организациями в области политики и безопасности в Европе и Евразии – ОДКБ, ОБСЕ, НАТО и другими институтами.

В Узбекистане сегодня действует стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, где во главе угла укрепление безопасности и оборонного потенциала страны, ведение открытой, прагматичной и активной внешней политики. Целями в рамках стратегии являются повышение роли страны в качестве равноправного субъекта международных отношений, поднятие на высокий уровень тесного сотрудничества в области безопасности, торгово-экономической, водной, культурно-гуманитарной сферах, а также в области энергетики и транспорта. В их перечень также входит дальнейшее развитие отношений Узбекистана с традиционными партнерами, усиление деятельности Узбекистана в органах и институтах ООН, вступление в ВТО и углубление процессов интеграции с ЕАЭС. Кроме того, в стратегии отмечена необходимость совершенствования нормативно-правовой базы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Афганистан – по-прежнему фактор нестабильности.

О региональной безопасности Центральной Азии в контексте вывода войск США из Афганистана говорил доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Казанского федерального университета Роман Пеньковцев. 20 лет миссии США, по мнению эксперта, завершилось полным провалом. Он отметил, что в числе наиболее явных проблем, которые будут длительное время актуальны для региона, находятся проблемы приграничной безопасности, опасность роста религиозного экстремизма, проблема беженцев и вынужденных переселенцев, проблемы наркоторговли, торговли оружием и иных видов контрабанды.

Посттранзит для Казахстана: чего ожидать самой республике и соседям по региону.

Казахстанский политолог Замир Каражанов остановился на вызовах и возможностях для партнеров по региону в связи с посттранзитным периодом в Казахстане. По мнению эксперта, нельзя оценивать январские события в стране сугубо негативно, поскольку они позволили ускорить процесс кадровых перестановок в правительстве и передачи всей полноты власти действующему президенту Касыму-Жомарту Токаеву. Предстоящий этап перемен связан с преодолением сопротивления, есть риск обратимости перемен, утверждает Каражанов. Оплотом сопротивления могут стать госсектор и правоохранительные органы, квазигосударственный сектор, естественные монополисты, финансовые группы и субъекты теневой экономики. Поэтому во многом сегодня будущее Казахстана зависит от работы с элитой с точки зрения отслеживания потенциальных противников перемен и от притока «свежих голов» в элиту общества.

В целом необходимо отметить, что страны Центральной Азии преодолели значительный исторический рубеж. Это тридцатилетие приобретения своей независимости. В их развитии по-прежнему много общего, но есть и существенные различия. Так, Узбекистан пытается за счет дипломатических ходов укрепить свои системные реформы в сфере народного хозяйства. Казахстан же вынужден решать серьезные внутренние проблемы, однако преодоление кризиса января 2022 года с помощью перестройки системы политического управления открывает перед республикой и новые перспективы.

Регион Центральной Азии постепенно расширяется в интерпретациях политиков и ученых к Центральной и Южной Азии. Это говорит о том, что страны региона налаживают новые каналы сотрудничества с соседями, активно взаимодействуют с Индией, Пакистаном, Афганистаном, Монголией и др. государствами. В этой связи нестабильность Афганистана напрямую влияет на безопасность всех стран Центральной Азии. Существенными для стран Центральной Азии являются интеграционные экономические процессы, которые происходят в рамках ЕАЭС. А ОДКБ выступает организационным механизмом по решению внутренних кризисов и проблем центральноазиатских стран. Активная дипломатическая деятельность независимых государств Центральной Азии способствует достижению новых внешнеполитических задач, которые укрепляют политические системы и дают возможности для модернизации экономики.


Ньюсмейкер: Институт исследований Центральной Азии — 28 публикаций
Сайт: central-asia.institute/czentralnaya-aziya-novye-gorizonty-dlya-diplomatii/
Поделиться:

Интересно:

Какие направления предпочитают российские туристы на майские праздники
23.04.2024 09:40 Аналитика
Какие направления предпочитают российские туристы на майские праздники
По предварительным оценкам аналитиков АТОР, порядка 75% поездок на майские праздники туристы совершат по России, а 25% – за рубеж. В России, при сохраняющемся лидерстве курортов Краснодарского края, туристы расширяют географию поездок, а вот в выездном туризме часть спроса с других направлений...
В Херсонской области для памятников и мемориалов создадут «паспорт»
22.04.2024 18:24 Новости
В Херсонской области для памятников и мемориалов создадут «паспорт»
Создать паспорта для каждого памятника и мемориала, в первую очередь посвященного Великой Отечественной войны, решили по итогам обсуждения реализации партпроекта. Об этом сообщает пресс-служба «Единой России». «Это позволит нам точно знать, сколько памятников в Херсонской области, в каком они...
Как заключить контракт при наличии разногласий рассказали эксперты
22.04.2024 17:39 Консультации
Как заключить контракт при наличии разногласий рассказали эксперты
Эксперты и общественные помощники Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Владимира Головнёва делятся с бизнес-сообществом полезной информацией на актуальные темы. Общественный помощник Уполномоченного по государственным закупкам – Сергей Маковеев подготовил очередную...
Память солдат РККА, погибших на Зееловских высотах, почтили дипломаты
22.04.2024 16:56 Новости
Память солдат РККА, погибших на Зееловских высотах, почтили дипломаты
21 апреля 2024 года на мемориальном комплексе «Зееловские высоты» была проведена памятная церемония возложения венков. Об этом сообщается на странице Посольства России в Германии в соцсети ВКонтакте. В мероприятии приняли участие сотрудники Посольства Российской Федерации в ФРГ, Представительства...
Как передовые части советской армии готовили штурм Берлина
22.04.2024 12:29 Новости
Как передовые части советской армии готовили штурм Берлина
Чтобы понять обстановку, сложившуюся к 22 апреля 1945 года, необходимо начать с того, что предшествовало штурму Берлина. К концу марта 1945 г. военное положение Германии было патовым, хотя Вермахт продолжал оказывать активное сопротивление и насчитывал до 220 дивизий и бригад. Также в распоряжении...