11 июля – день поминовения Бенедикта Нурсийского (ок. 480 – 21 марта 547) – святого, стоявшего у истоков монашеского движения в Западной Европе. Святого почитают католическая и православная церкви, а «Устав святого Бенедикта» по сей день является основным монашеским уставом.
Бенедикт родился в семье знатного римлянина в Нурсии. Отец отправил его на обучение в Рим, откуда он сбежал в Аффриду, где поселился в горах. В это же время его сестра Схоластика приняла монашеский постриг.
Вскоре Бенедикт понял, что хочет стать отшельником. С помощью монаха Романа, приносившего ему еду, он селится в пещере близ реки Анио. Будущий святой провел в уединении три года и слава его неуклонно росла. Верующие совершали паломничество к пещере, чтобы увидеть Бенедикта. После смерти настоятеля одного из монастырей в коммуне Виковаро, монахи пригласили святого возглавить общину. Но из этого ничего не вышло, поскольку Бенедикт имел слишком строгие представления о монашеском образе жизни, чем снискал много врагов, пытавшихся даже отравить его.
Постепенно вокруг Бенедикта сформировался круг учеников, состоящий из 12 групп. Все они подчинялись своему настоятелю в соответствии с монашеским уставом, разработанным самим Бенедиктом, который осуществлял общий надзор.
Около 530 года Бенедикт переселился на юг, на гору Кассино, где основал знаменитый монастырь Монте-Кассино. Ранее на месте монастыря располагалось языческое святилище, а Бенедикт всех местных жителей обратил в христианство. Вокруг монастыря ходило много легенд, согласно одной из них Бенедикт воскресил из мертвых сына простого крестьянина. Именно община монастыря Монте-Кассинодала начало ордену бенедиктинцев и здесь же ок. 540 года святой составил свой знаменитый устав, который стал основополагающим для всего западноевропейского монашества.
Умер святой Бенедикт Нурсийскийв 547 года в монастыре Монте-Кассино, а в 1964 году папой Павлом VI был провозглашен покровителем Европы.
В западноевропейском изобразительном искусстве Бенедикт Нурсийский стал одним из наиболее популярных иконографических образов. Первые изображения святого Бенедикта датируются VIII веком. Чаще всего его изображали человеком преклонных лет в чёрном монашеском одеянии. Среди его атрибутов были: жезл аббата, устав, треснувший кубок или кубок со змеёй (указание на попытку отравления), пучок розг, ворон с куском хлеба в клюве и т.д.
Традиционно западноевропейские мастера изображали святого молящимся в одиночестве в пещере, наставляющим или благословляющим своих учеников, исцеляющим больных, пишущим устав или предстоящим вместе со своей сестрой. Одним из редких сюжетов в иконографии святого считается его встреча с королем готов Тотилой.
Незадолго до кончины ок. 544 года монастырь Монте-Кассино посетил король готов Тотила. Во время аудиенции Тотилапопытался обмануть Бенедикта, подослав вместо себя одного из своих воинов, замаскированного под короля. Святой обнаружил подвох, и Тотила со смехом бросился к его ногам.
Одним из наиболее известных полотен на данный сюжет является картина французского художника и мозаичиста XVIII века Пьера Юбера Сюблейра (1699 – 1749), хранящаяся в Большом собрании изящных искусств ASG. Художник долгое время работал в Италии в Риме, где создавал произведения по заказам монашеских орденов. Вероятнее всего, по заказу монахов бенедиктинцев была создана данная композиция.
В центре мы видим святого Бенедикта в белых одеждах, сидящего в кресле. Позади него – многочисленные священнослужители и ученики святого. Слева – коленопреклоненный Тотила в красном плаще. Бенедикт поднял вверх руку и предсказывает королю готов судьбу. Он упрекает Тотилу в жестокости и пророчит ему, что он овладеет Римом (который в то время находился в руках византийцев) и умрет на десятый год правления. Предсказания святого сбылись.
Фоном картины служит храмовый интерьер с высокими сводами и каннелированными колоннами, задрапированными тканью.Ощущение торжественности композиции придают белые праздничные одеяния священнослужителей, высокие распятия в их руках, а также яркий свет, озаряющий помещение храма. В данном случае Сюблейра, скорее всего, был вдохновлен интерьерами собора святого Петра в Риме, для которого создавал эскизы мозаик. Примечательной деталью картины является ангел (правый нижний угол композиции), держащий в руках раскрытую книгу, олицетворяющую собой знаменитый устав святого Бенедикта.
Следует отметить, что деятельность святого Бенедикта Нурсийского и учрежденного им ордена бенедиктинцев не ограничивалась только лишь молитвами, богослужениями и строгими постами. Монастыри в Европе были центрами культуры как духовной, так и материальной. Они занимались образованием, врачеванием, политикой, кулинарией и т.д. Так, монастыри бенедиктинцев славились своей богатой кухней и, в частности, знаменитый ликер «Бенедиктин» был создан в 1510 году монахом Доном Бернардом Винцеллииз монастыря св. Бенедикта в Фекане. На ярлыке каждой бутылки написана аббревиатура D.O.M., которая означает «Deo Optimo Maximo», что переводится как «Господу, Лучшему, Величайшему» и является девизом бенедиктинского ордена.
Алина Булгакова.
Источник: Международный институт антиквариата.