Сегодня вторник, 20.04.2021: публикаций: 1490
30.03.2021 18:36
Персоны.
Просмотров всего: 5319; сегодня: 75.

Дорога длиною в жизнь

Дорога длиною в жизнь

В Совете ветеранов Воронежского тепловозоремонтного завода состоит более 1300 человек и каждый из них внес свою лепту в развитие предприятия. Сегодня нам хотелось бы рассказать об одном из ветеранов войны и завода, который стал легендой ВТРЗ. Это Иван Пантелеевич Нестеров, он 65 лет своей жизни посвятил родному заводу и ушел с предприятия на заслуженный отдых в возрасте 86 лет!

Иван Пантелеевич поделился своими воспоминаниями – длиною в жизнь: 

Родимый дом.

- Я родился 5 сентября 1926 года в рабочем посёлке Бабанино Горшеченского района на границе Курской и Воронежской областей.

В 1927 году мы с матерью и отцом переехали в Воронеж. Несколько лет проживали у  тети по улице Рабочий проспект, дом № 37 - на самом краю города - дальше было поле. Отец устроился на завод им. Коминтерна слесарем-сборщиком.

Потом мы переселились в маленькую хатёнку, спустя время выстроили добротный деревянный дом, который в июле 1942 года был полностью уничтожен прямым попаданием бомбы.

В 1934 году я пошёл в первый класс  Железнодорожной школы № 3 имени Луначарского. Это было 2-х этажное здание из красного кирпича у линии железной дороги, которое частично сохранилось в годы войны.

Спустя несколько лет, в нашей семье произошло пополнение — родилась моя сестра Рая. 

Пришла война.

Отец взял очередной отпуск и мы  21 июня 1941 года с ним поехали на родину, в поселок Бабино. Утром 22 июня, придя со станции к дедушке с бабушкой, мы узнали, что началась война.

На следующий день отец сказал, что надо ехать домой, потому что война - не время для отпуска. И мы, попрощавшись, уехали. Отец сразу вышел на работу. Осенью предприятие эвакуировали в город Сысерть на завод «Электроаппарат».

Отец на заводе им. Коминтерна пользовался заслуженной славой. Был в числе первых стахановцев, ударников. Во время событий на озере Хасан был командирован с оборудованным передвижным хлебопоездом в район событий. Участвовал в строительстве и наладке оборудования на ВОГРЭСе, Евдаковском жиркомбинате. Был слесарем-сборщиком 8 разряда в сборочном цехе №2 - бригадиром.

Мы остались с мамой и сестрой. Вдвоём с мамой выкопали в усадьбе яму глубиной 2 метра и длиной 4, где прятались во время воздушных тревог. Для нас ,как и для всего города, сигналом был гудок Паровозоремонтного завода им. Дзержинского (сейчас Воронежский тепловозоремонтный завод), который был слышен в любой точке города.

Тревоги были чаще всего по ночам. Десятки прожекторов бороздили небо в поисках вражеских самолётов, грохотали зенитки. Время было тяжёлое. За хлебом приходилось стоять в длинных очередях, и не всегда он доставался.

Весной 1942 года отец вернулся из эвакуации по вызову с завода, на котором на тот момент стали заниматься сборкой «Катюш», ремонтом танков, изготовлением боеприпасов.

Одно из страшных воспоминаний того времени – это трагедия в Пионерском саду. 13 июня 1942 года там проходил школьный праздник. Было много детей. Внезапно появился вражеский самолёт и сбросил бомбу. Погибли многие. Говорили, что самолётом управляла женщина.

16 июня 1942 года наш класс вместе с другими, эвакуировали с несколькими учителями в совхоз им. Сталина Елань- Коленовского района. Говорили, что Сталин дал указание вывезти молодёжь из прифронтовой полосы в тыл. Мы работали на прополке сахарной свёклы. Восьмерых ребят ,в том числе и меня, отобрали в помощь кузнецу, мы помогали ему в изготовлении лопат и тяпок. В начале июля Воронеж захватили немцы. Нас срочно вывезли на станцию Елань-Колено, погрузили в товарный эшелон и повезли на восток.

В эшелоне было около 100 вагонов, вместе с ранеными. Добирались мы больше 20-ти суток ,так как пути были заняты воинскими эшелонами. На переправе через Волгу, в Батраках мы ждали очереди 3-ое суток.

В Омске нас высадили и разместили в ремесленном училище № 2, находящемся на территории танкового завода № 174. В училище было 2200 учеников.

Я попал в слесарную группу мастера Киселёва. Через 4 месяца Александра Васильевича забрали на фронт, мастером назначили старика Максимова, а меня помощником. В училище были хорошие мастерские. Большая часть учеников работала в цехах завода, остальные — в мастерских. Большее число учащихся составляли эвакуированные с Украины и Курской, Воронежской областей. Наша группа, кроме учебной программы в 12 инструментов занималась в основном изготовлением деталей для танков, мин, снарядов. Вскоре я стал рационализатором. Вместо ручного изготовления деталей, я создал несколько штампов, что увеличило количество деталей в сотни раз.

Через год, после сдачи нелёгких экзаменов, нам вручили аттестаты об окончании училища. Мне присвоили 6-ой разряд слесаря-инструментальщика, организовали специальную бригаду из 8 человек и оставили её при училище. Остальных распределили по цехам завода. Работать приходилось очень много. Зачастую отдыхали в цехе. Бригада наша славилась на заводе. Нормы перевыполнялись на 400 - 500%, за что ежемесячно нас отмечали премиями (кусок мыла, рабочий костюм, шинель - это было в то время самое ценное).

Часто приходилось работать в инструментальном цехе завода - помогать в тяжёлое время. Работали сутками, отдыхая по 3-4 часа в спецкомнате.

Несмотря на большую загруженность, жизнь в училище не замыкалась работой и учёбой. Была замечательная художественная самодеятельность: хор, духовой оркестр, танцевальный, драматический и другие кружки.

В начале июля 1942 года немцы заняли город Воронеж и почти всё оставшееся в нем население погнали на запад. Маме с моей шестилетней сестрой Раей с великим трудом удалось добраться до посёлка Бабанинский, где они у дедушки с бабушкой пережили оккупацию. Отец в это время уже был на фронте. Долгое время я ничего не знал о родителях.  Я разыскал адрес двоюродных сестёр, эвакуированных в Ташкент и Ашхабад, и через них связаться с матерью, которая после освобождения Воронежа вернулась в город, и из обломков домов ей какой-то старичок построил небольшую хатёнку, так как наш дом был уничтожен. От матери я узнал адрес полевой почты отца, я вёл с ним переписку до апреля 1944 года. Потом он погиб подорвавшись на мине.

После окончания войны я стал просить руководство отпустить меня домой, но получал отрицательный ответ. Предлагали хороший дом с рассрочкой на 20 лет, чтобы я перевёз мать и сестру в Омск. Я не соглашался.

В 1945 году мне впервые дали отпуск, и я поехал в Воронеж. Город состоял из  сплошных руин. Мама работала в райкомхозе Центрального района по уходу за братскими могилами у Ротонды и в бывшей Архиерейской роще, которая была полностью уничтожена.

Спустя два года меня окончательно отпустили с Омского завода и я переехал в Воронеж. За заслуги в военное время я был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», знаком «Отличник наркомтанкопрома», многими грамотами и премиями.

Завод имени Дзержинского. 

После моего возвращения в Воронеж, нужно было устраиваться на работу. Знакомые музыканты приглашали на завод «Электросигнал», я хотел на завод им. Коминтерна, где работали до войны отец и почти все родственники, но мама сказала, что надо идти на завод им. Дзержинского (сейчас ВТРЗ): «Там дают хороший уголь, да это и ближе».

Устроиться на завод было трудно. Один из родственников поговорил с начальником инструментального цеха  Валентином Алексеевичем Басанским и тот сказал: «Пусть придёт». Я пришёл. Он спросил, какой у меня разряд Я сказал: «Восьмой». Он не поверил и сказал: «Могу принять только по 6-му, так как нет вакансий». Я согласился, и был принят на работу с 1 ноября 1947 года. Впоследствии оказалось, что официально я оформлен с 12 января 1948 года слесарем 7-го разряда. 8-й разряд к тому времени был отменён.

Инструментальный цех был размещён в 3-х отделениях нынешнего помещения центральной кладовой. Разрушенный завод после войны восстанавливали  военнопленные совместно с отделом капитального строительства. В 1951 году мы переехали в здание нынешнего инструментального цеха. Работали уже по 8 часов.

На заводе был комплект духовых инструментов, а музыкантов только 5 человек. Председатель завкома Дмитрий Николаевич Зайцев ещё до войны играл на трубе в заводском освобождённом оркестре под  руководством И.В. Петрова, впоследствии главного дирижера оркестров Советской Армии. Мы начали с ним заниматься развитием нашего оркестра и спустя время, набрали полный состав. Так, наш завод даже на демонстрации выходил с собственным оркестром, численность, которого доходила до 26 человек. Кроме этого на заводе был хор, состоящий из 100 человек, танцевальный, драматический и другие кружки. Была насыщенная спортивная жизнь: ходили на лыжах, коньках, катались на велосипедах.

На предприятии действовала вечерняя школа рабочей молодёжи № 14. Однажды наш барабанщик Слава пригласил меня на урок в 10-ый класс. Они писали диктант. Он дал мне ручку и двойной листок. Учительница не возражала. Из 25 учеников только я и девушка из механического цеха получили пятёрки. На следующий день учительница пришла в цех и стала уговаривать меня продолжить обучение. Так, я окончил 10-ый класс, не учась в 9-ом.

На заводе был консультационный пункт, которым заведовал Иван Андреевич Гопаненко. Он подтолкнул меня продолжить обучение во Всесоюзном заочном машиностроительном институте в Москве. В конце концов, я окончил институт, получив звание инженера по специальности «Технология машиностроения. Станки и инструменты».

Годы учебы были очень тяжелыми. Отработав 8  часов, надо было бежать на  лекции, которые 3-4 раза в неделю читали нам преподаватели ВГУ, СХИ и ЛТИ. Кроме этого, за год нужно было написать несколько контрольных работ по каждому предмету.

После дипломного отпуска, придя на работу, я узнал, что назначен заместителем начальника инструментального цеха. Через несколько лет меня назначили начальником механического цеха со штатом в 340 человек, а затем - главным конструктором завода. В это время на заводе была реконструкция по переходу с ремонта паровозов на ремонт тепловозов. Отдел состоял из 26 человек. Работа была трудной, сложной и длительной, но наш отдел справился с ней.

В 1987 году я написал заявление с просьбой освободить меня от должности главного конструктора, и я стал работать слесарем в ремонтно-механическом цехе.

С 1 июня 2010 года я вернулся в «свой» инструментальный цех слесарем- инструментальщиком 6-го разряда. В цехе долгое время не было слесаря- лекальщика, некому было изготавливать и ремонтировать инструменты, которых скопилось громадное количество. За полгода мне удалось ликвидировать это положение и войти в нормальную колею.

Свой 65-летний трудовой путь работы на Воронежском тепловозоремонтном заводе я окончил в декабре 2012 года.

Семья.

Благодаря предприятию я познакомился со своей будущей супругой.

В селе Чертовицы в начале 30-х годов завод построил небольшой дом отдыха, который впоследствии стал крупным профсоюзным домом отдыха имени Ф.Э.Дзержинского. Наш духовой оркестр в летнее время ездил туда играть вечерами на танцах. В 1952 году там я познакомился со своей будущей женой Лидией Григорьевной.

В 1953 году мы поженились, и в 1954 у нас родилась дочка Оля. Это произошло 8 марта, в Международный женский день. А в 1988 году у меня родилась внучка Аня. Дочка и внучка у меня умницы. Дочь окончила школу с золотой медалью, поступила в ВГУ и окончила университет с красным дипломом, а внучка Аня окончила Музыкальную академию имени Гнесиных.  


Ньюсмейкер: Воронежский тепловозоремонтный завод — 19 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Сайт: www.locotech.ru
Поделиться:
Ваше мнение
Есть ли у Вас домашние питомцы?
 Кошка
 Собака
 Птицы
 Грызуны
 Рыбки
 Пресмыкающиеся
 Другое
 Нет
Предложите опрос