О значении Дня Победы для поколения, родившегося в первые послевоенные годы, и личных воспоминаниях, связанных с этим праздником, рассказывает кандидат исторических наук, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, автор методического аппарата линий учебников по истории России и всеобщей истории, выпущенных издательством «Русское слово».
Для моего поколения – тех, кто родился в первые послевоенные годы, День Победы был праздником изначально, ведь, наряду со значением для судеб государств и народов, для многих из нас с ним была связана и возможность встречи наших родителей, а, значит, и последующего нашего появления на свет. Мой отец, Николай Михайлович Алексашкин, воевал на фронте, был офицером, и этот день неизменно отмечался в нашей семье.
Мне всегда хотелось узнать, каким запомнился день 9 Мая тем, кто встречал его в 1945 году. Отец рассказывал, что находился в госпитале и как они жалели, что не могли отпраздновать весть о победе вместе с фронтовыми товарищами. Москвичи старшего поколения вспоминали, что в Москве этот день был холодным, но солнечным и ярким. Сейчас я жалею, что мало спрашивала об этом, нужно было больше узнать об этом дне.
А когда в День Победы стали проводиться парады и праздничные шествия, мы всегда ходили на них, а вечером присоединялись к Минуте молчания, чтобы отдать дань памяти погибшим в годы войны.
В связи с этой очевидной и дорогой для меня традицией хочется особо вспомнить ещё о двух эпизодах.
Один из них – празднование Дня Победы в Ленинграде в начале 1970-х годов. Я оказалась там в командировке, изучала в библиотеках и архивах материалы по теме своей кандидатской диссертации. Утром 9 мая поехала в центр города, где можно было присоединиться к колоннам ленинградцев и пройти в праздничном шествии по Дворцовой площади. Запомнилась торжественность обстановки. Огромная площадь, по которой вдоль шеренг курсантов-моряков, облачённых в чёрную парадную форму, шли колонны людей… Невский проспект, на домах которого воспроизведены таблички блокадного времени с предупреждением об опасности обстрела… А потом я осталась на Невском, чтобы увидеть, как по нему пройдёт военный оркестр, замыкающий парад и демонстрацию. Трудно передать словами впечатление, которое производили плывущие рядом звуки музыки, ритм шагов, блеск инструментов. И отчётливо запомнился слышный в паузах между маршами тонкий звон медалей военных музыкантов. А во второй половине дня мы с моей ленинградской троюродной сестрой Валентиной поехали на Пискаревское кладбище, положили цветы к камню с датой «1942 год». Так в этот день, в этом городе особым образом соединилось многое, наполняющее память о войне и Победе.
Другой эпизод – современный. Он связан с Прагой, куда я поехала в октябре 2019 года, чтобы отметить «круглую дату» – 50-летие своего приезда в Чехию в качестве студентки (училась в 1969–1970 годах на пятом курсе философского факультета Карлова университета по обмену. Спустя полвека хотелось пройти по памятным, любимым местам, и на второй день я отправилась на Град. Среди находящихся вблизи этого известного места достопримечательностей есть и памятник советскому воину, погибшему при освобождении Праги в мае 1945 года. Это скромная надмогильная пирамидка, установленная на одной из небольших градчанских площадей (близ монастыря Лореты). Для меня было особенно важно увидеть её вновь, если учесть, что в последние годы в некоторых европейских столицах памятники воинам, сражавшимся против фашизма, перемещаются или разрушаются. Поэтому шла к знакомому месту с трепетом: сохранилась ли, не заброшена ли? И когда увидела пирамидку и лежащие рядом цветы, это было то же ощущение Дня Победы и памяти, запечатлённой не только для меня, но для всех людей.
Людмила Николаевна Алексашкина – кандидат исторических наук, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, автор научных публикаций, учебно-методических пособий, методического аппарата линий учебников по истории для основной и средней школы.