Предлагаем вашему вниманию подборку стихотворений, написанных поэтами-фронтовиками. Более 30 произведений, основная часть которых малоизвестна широкому кругу читателей, в исполнении народного артиста России Виктора Никитина.
Эта подборка стихотворений может показаться необычной.
Во-первых, здесь много имён, которые большинству читателей просто неизвестны. Рядом с маститыми Дмитрием Кедриным, Константином Симоновым и Юрием Кузнецовым – Всеволод Лобода, Борис Костров, Георгий Суворов, Алексей Недогонов, Борис Богатков… А одно стихотворение и вовсе безымянно.
Во-вторых, произведения очень неравноценны в художественном отношении. Есть более или менее удачные: нередки ритмические сбои, неточные или банальные рифмы, прозаизмы… Но наши привычные представления о прекрасном в данном случае будут лишь мешать, от них нужно отказаться. Ведь о красоте слова никто из поэтов, наверное, и не задумывался, пытаясь выкрикнуть, выдохнуть, прошептать, прорычать то, что больше любых поэтических красот. Воистину, «И тут кончается искусство, и дышат почва и судьба»… И это действует на душу иногда гораздо сильнее, когда чувствуешь, чем заплачено за эти строки.
Вот боец перед атакой ждёт «долгожданный приказ “Вперёд!”». Вот солдат впервые в жизни поднимает глаза к небу и обращается к Богу. Вот женщина мечтает о том, как вернётся с войны её любимый. Вот мужчина заклинает возлюбленную – ждать его «всем смертям назло». Вот мы в оставленном доме, где с забытой фотографии «родина смотрела на меня глазами белокурого ребёнка». Вот мы в Киеве, готовые снова окреститься в водах русского Днепра. А вот – на просторах Невы, ещё раз убеждаясь, что «победу нам даёт лишь кровь и боль». Мы жаждем мести за невинно убиенную девочку, мы мечтаем о рассвете нового дня «над трупами врага», мы страстно хотим вытереть неизбывные материнские слёзы…
И всё это вместе не что иное, как обретение родины, подлинное узнавание себя как звена в колоссальной цепи, как части великого целого: «Крестом своих рук ограждая живых, всем миром сойдясь, наши прадеды молятся за в Бога не верящих внуков своих».
В-третьих, за несколькими исключениями, перед нами стихотворения поэтов, не доживших до Великой Победы. И то, что для нас всех – знание, для них – вера. И это заставляет слушать их с особым вниманием – как послание. Не обычное послание – от предков к потомкам, от мёртвых к живущим. А скрытый запрос от тех, кто сделал высшее, что может сделать человек во имя жизни – отдать собственную. Душу положить за други своя. И мы, те самые други, можем сейчас расслышать этот запрос: не напрасно? Жива Россия? Память – жива? Александр Твардовский очень точно выразил этот запрос своим гениальным «Я убит подо Ржевом…». И вот сейчас у многих из них, безымянных в нашем культурном лексиконе, появляются имена, обретаются заново лица и характеры… И значит, прислушиваясь к этим яростным и сдержанным, нежным и размашистым, таким разным ритмам, в замечательном исполнении народного артиста России Виктора Никитина, мы помогаем этим поэтам-воинам, защитникам, хранителям нашим – вновь обрести жизнь. Оглянуться вокруг, и вздохнуть: не напрасно…
Это и есть бессмертие – пока в нашем сердце бьётся рваный пульс Великой Победы, осеняющей потомков, иногда слабых и недостойных, своими могучими крыльями.