Ученые опорного Алтайского государственного университета исследовали проблему организации жизни мусульманских общин Западной Сибири в период модернизации аграрного сектора Российской империи второй половины XIX –начала XX в., административно-хозяйственное устройство данных религиозных общин и их взаимодействие с властью.
Этой теме посвящена статья доктора исторических наук, заведующего кафедрой регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии Алтайского государственного университета Петра Константиновича Дашковского и доцента данной кафедры, кандидата исторических наук Елены Александровны Шершневой, опубликованная в Российском историческом журнале «Былые годы».
В статье под названием «Административно-хозяйственная структура мусульман Западной Сибири в контексте аграрной модернизации Российской империи во второй половине XIX - начале XX веков» говорится о том, что аграрные реформы, проводимые во второй половине XIX – начале XX вв. в Сибири, получили еще конфессиональную окраску. С начала проведения преобразований встал вопрос о привнесении русским населением православной культуры в инородческую среду традиционных этносов региона. При этом принятие православия рассматривалось правительством как мера интеграции инородческого населения в российскую государственную систему. Именно на русское крестьянство возлагались надежды по сплочению сельского населения Сибирского региона.
«Со второй половины XIX в. в Российской империи ужесточается политика в отношении мусульманских народов, которые в рамках проводимых реформ должны были подчиняться законам, распространившимся на все крестьянское население, - уточняет Елена Александровна. – Недовольство со стороны инородческого населения Сибири было вызвано процессом их объединения с русскими поселениями, а также созданием волостных управлений по принципу русских волостей. Правительство стремилось ограничить в правах инородческое население, запрещая приобретать землю в собственность лицам неправославного вероисповедания».
Исследуя данную тему, ученые выяснили, что увеличение численности переселенцев на территории Сибири заставило правительство принять ряд законодательных актов, регламентирующих наделение землею как пришлого, так и инородческого населения. При этом все меры по реформированию и организации жизни сельских общин приводили только к институционализации этнических диаспор по конфессиональному признаку. В итоге инородческое население стремилось к еще большему сплочению и организации духовной жизни в населенных пунктах, где появлялись переселенцы из европейской части Российской империи.
«Аграрная политика России в рассматриваемый период времени была тесным образом связана с этническим и религиозным процессами. При этом усилия государства, направленные на интеграцию инородческого населения в русское социокультурное пространство, в целом не принесли желаемых результатов. Появление на территории Западной Сибири переселенцев, исповедующих ислам, способствовали их сближению с традиционным населением и попыткам организации духовной и экономической жизни в регионе», - дополняет Е.А. Шершнева.
Таким образом, ученые АлтГУ пришли к выводу, что на протяжении всего пореформенного периода инородцы связывали процесс упадка своих хозяйств именно с переселенческой политикой государства, а также с причислением их поселений к русским волостям. Негативно были восприняты меры и по привлечению в систему управления инородцами представителей традиционных этносов региона, принявших православие. Реформы, проводимые правительством в данном секторе экономики, рассматривались мусульманским населением как ущемление не только их экономических, но и религиозных прав.
Остается добавить, что работа была выполнена в рамках госзадания Минобрнауки РФ по теме «Развитие этнорелигиозной ситуации в трансграничном пространстве Алтая, Казахстана и Монголии в контексте государственно-конфессиональной политики: исторический опыт и современные тенденции» и гранта Президента РФ по теме «Положение религиозных общин Западной Сибири в системе государственно-конфессиональных отношений во второй половине XIX –XX вв.».