Сегодня понедельник, 09.12.2019: публикаций: 1132
Консультации. Опубликовано 19.09.2019 15:14  Просмотров всего: 4628; сегодня: 5.

Учителя Суворова: кто они?

Учителя Суворова: кто они?

Александр Васильевич Суворов – величайший российский полководец, создатель системы обучения солдат ведению эффективных военных действий, наставник целой плеяды выдающихся отечественных военачальников, чей талант расцветал в сражениях под его предводительством, и теоретик военного дела, выдающийся стратег и хитроумный тактик. Все это мы знаем со школьных лет. И редко кто задается вопросом: кто же учил этого выдающегося человека? Ведь даже природный талант требует определенного систематического укрепления и развития. Как говорил философ Френсис Бэкон «Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий». Так кто же шлифовал этот незаурядный ум, формировал этот железный характер, кто были учителя Суворова? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Конечно, прежде всего, учителями Александра Васильевича были родители. В родительском доме в Москве и в подмосковной усадьбе, где не было свойственного тому времени жестокости и высокомерия по отношению к крепостным, были заложены основы уважения к простому люду, их образной речи, народным песням и хороводам. Этим Суворов обязан, прежде всего, своей матери, Авдотьи Федосеевне, женщине мягкосердечной, домашней, с открытой русской душой. Это уважение к простым людям стало в дальнейшем основой его необыкновенной популярности среди солдат.

Василий Иванович, отец Александра Васильевича был человеком военным, причем той формации, которую принято называть «птенцы гнезда Петрова». По указу Петра Василий Иванович учился во Франции военному инженерному искусству. Дослужился до чина генерала-аншефа. Петр со своей неутомимой энергией, неистовой волей, неукротимым движением к преобразованиям, устремленностью в будущее был кумиром Василия Ивановича, о нем вспоминали в разговорах его друзья и сослуживцы. Этот образец государя-реформатора, государя-воителя занимал мысли мальчика, которого судьба наградила хилым телом и слабым здоровьем и которого по этой причине родители даже не записали в младенчестве в полк, как тогда это было принято. Но военное дело всегда мальчиков манило, настоящее или, если настоящего нет, игрушечное. Кто в детстве не играл с солдатиками! Так и Александр Васильевич начал играть в солдатиков. Но уже в этих детских играх стал проявляться талант стратега: диспозиция войск, сухопутных, конных, инженерных часто походила на реальные события. Игры пробудили желание узнать о великих битвах в истории, и книги, описывающие военные кампании, стали живительным источником, в котором этот незаурядный ум нашел для себя богатую пищу. Книги мальчик брал в кабинете Василия Ивановича, у которого была собрана довольно богатая библиотека по военному делу, начиная с Плутарха и Юлия Цезаря. Отец поощрял чтение, и Александр Васильевич иногда сиживал в кабинете по целым дням, то обращаясь к книге, то мысленно становясь предводителем того или иного великого сражения. Чтение книг о битвах прошлых эпох заставило мальчика задуматься о себе: ведь, чтобы победить в битве, надо пережить множество трудностей и лишений, иметь железное здоровье и несгибаемый дух. А он слабый, без конца простужающийся, проводивший в постели по многу дней, а то и недель, как он будет вести свое войско к победе? И тогда совсем в юном возрасте им была выработана системы закаливания тела и духа. И она сработала, и вкупе с поразившими воображение юного мечтателя подвигами героев ушедших эпох, открыла ему дорогу к подвигам настоящим. В доме отца будущий генералиссимус сдал свой первый военный экзамен. Когда ему было 11 лет, в гости к Василию Ивановичу приехал его давний друг и сослуживец Абрам Петрович Ганнибал. Между юным мечтателем и прославленным генералом состоялся разговор, в ходе которого мальчик продемонстрировал отличное знание военной истории, к которой давал довольно глубокие комментарии, понимание фортификационного дела, а также владение французским и немецким языками. Генерал пришел в восторг и сказал отцу мальчика, что сам царь Петр немедля взял бы его в гвардию. Василий Иванович и так был уверен, то сыну предначертана военная карьера, и в двенадцать лет Александр Васильевич был записан в лейб-гвардии Семеновский полк. Однако это еще не означало, что началась полноценная военная служба. В течение следующих пяти лет Александр Васильевич осваивал в домашних условиях военные и партикулярные науки, которые были необходимы будущему офицеру. Приходилось нанимать учителей, но артиллерию и инженерию преподавал отец, Василий Иванович. И наконец, на семнадцатом году Александр Васильевич вступил в полк для отправления должности рядового и капрала. И страница семейного, родительского воспитания была перевернута. Началась настоящая полковая жизнь.

В 1754 году Александр Васильевич получил первый офицерский чин с переводом в армию, в Ингерманландский пехотный полк, поручиком.

Свой первый боевой опыт Александр Васильевич получил в битвах Семилетней войны (1756-1763 годы), вначале в тыловой службе, приобретя бесценные знания тылового обеспечения и снабжения армий, а в 1758 году был переведен в действующую армию. В ходе Семилетней войны в 1761 году в сражении под Кольбергом Суворов со своими отрядами участвовал в осаде, а затем штурме Кольберга под командованием Петра Александровича Румянцева, выдающегося полководца, которого по праву можно назвать одним из учителей Суворова. Дело в том, что под Кольбергом Румянцевым были применены принципы новой тактики пехоты в колоннах и рассыпном строю: впервые боевые позиции неприятеля были атакованы батальонными колоннами, при этом впереди колонн в рассыпном строю наступали стрелки, ведя ружейный огонь, действия сухопутных войск и флота были успешно скоординированы. Эта тактика была в дальнейшем успешно использована Суворовым.

Вообще, именно под командованием Румянцева расцвел полководческий гений Александра Васильевича. В турецкой кампании 1773-1774 годов, находясь в непосредственном подчинении у Румянцева, Суворов одержал первые из своих блистательных побед: произвел молниеносное взятие турецкой крепости Туртукай у превосходящих сил противника, понеся при этом минимальные потери, а затем у села Козлуджи, командуя 8-тысячной дивизией, разгромил в пять раз превосходившую армию противника. Конечно, все почести достались главнокомандующему, графу Петру Александровичу Румянцеву, которому помимо прочих наград, была пожалована почетный титул «Задунайский». Это было справедливо, поскольку по общему признанию он был великим полководцем и крупным реформатором военного искусства. Это признавал и Суворов. Известно, что в письме к нему генерал Ф.В. Растопчин посчитал его выше Румянцева, на что Александр Васильевич категорически заявил: «Нет, Суворов – ученик Румянцева».

Вот о таких учителях великого полководца мы сегодня вспомнили. Человек думающий, ищущий, стремящийся к совершенству учится всю жизнь, и жизнь Суворова тому пример.


Учителя Суворова: кто они?
Авдотья Федосеевна Суворова, мать полководца

Учителя Суворова: кто они?
Василий Иванович Суворов, отец полководца

Учителя Суворова: кто они?
Граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский

Учителя Суворова: кто они?
Взятие Кольберга

Учителя Суворова: кто они?
Взятие крепости Туртукай

Учителя Суворова: кто они?
Бой у села Козлуджи

Тематические сайты: Вся Россия, История, Образование
Сайты субъектов РФ: Москва, Московская область
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Германия, Россия, Турция, Франция
Сайты регионов мира: Ближний Восток, Европа Центральная
Сайты объединений стран: Европейский союз

Ньюсмейкер: Сообщество родителей и воспитанников Московского суворовского военного училища — 9 публикаций
Поделиться:

Вы можете направить ньюсмейкеру публикации обращение, заявку

Ваше мнение
Допускаете ли возможность отъезда в другую страну на постоянное жительство?
 Да
 Скорее да
 Скорее нет
 Нет
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос