Сотрудники Таганрогской таможни активно участвуют в поисковом движении, направленном на поиск пропавших без вести в ходе Великой Отечественной войны военнослужащих Красной Армии и проведении мероприятий по патриотическому воспитанию граждан нашей страны.
Подразделения таможенного поста железнодорожный пункт пропуска (ЖДПП) Успенская расположены на железнодорожных станциях Успенская (в 70 километрах от Таганрога) и Марцево (расположена в черте города). Поисковая работа началась с информации о боевой деятельности 8-го отдельного дивизиона бронепоездов в октябре 1941 года. В боях за Таганрог три советских бронепоезда несколько дней сдерживали натиск моторизованной бригады СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Обе стороны понесли большие потери. В этом кровопролитном бою, защищая свой родной город, свой дом и свою семью, погиб машинист легкого бронепоезда № 45 Григорий Штанько. Родственники похоронили его на марцевском кладбище.
Одно из административных зданий таможенного поста, расположенное на станции Марцево, оказалось невдалеке от места захоронения Григория Захаровича. Из архивных материалов, исторических источников и сведений, полученных от родственников героя, таможенники смогли восстановить картину боя. Со временем стало доброй традицией возлагать цветы к могиле машиниста бронепоезда накануне 9 мая и 17 октября.
Однако место захоронения других воинов 8-го отдельного дивизиона бронепоездов оставалось неизвестным. Продолжив поисковую работу, таганрогские таможенники выяснили, что сразу после боя местные жители похоронили погибших железнодорожников у блокпоста № 469 (современный район железнодорожной станции «Таганрог – 1»). Вскоре после войны на месте братской могилы таганрожцы установили памятник. Однако в 1963 году советские власти приняли решение перезахоронить воинов из разных братских могил, расположенных на территории города в одну, находящуюся на старом кладбище. В 1966 году это постановление выполнили, перезахоронив останки воинов в единый мемориал, объединивший несколько братских могил. В какой из них покоились останки воинов-железнодорожников, достоверно не было известно.
Таможенникам удалось найти документы, указывающие на местоположение братской могилы. Кроме того в ходе исследовательской деятельности в городском архиве и Центральном архиве Министерства Обороны Российской Федерации удалось найти документальные материалы, проливающие свет на судьбы экипажей бронепоездов 8-го отдельного дивизиона. В дальнейшем из архивных документов и материалов, размещенных на официальных сайтах Министерства Обороны и Министерства Внутренних Дел, стали известны имена и фамилии героев, павших в бою за Таганрог в октябре 1941 года. С 2016 года таганрогские таможенники стали возлагать цветы не только на месте захоронения Григория Штанько, но и у братской могилы воинов 8-го отдельного дивизиона бронепоездов на «старом» городском кладбище.
После телевизионного сюжета местного телевидения и ряда статей в газете «Таганрогская правда» в Таганрогское отделение Совета ветеранов таможенной службы позвонил родственник одного из офицеров дивизиона. Подполковник запаса Игорь Коваленко, узнав от своей дочери Александры, проживающей в городе Таганроге, о том, что таможенники обладают некоторой информацией о судьбе экипажей бронепоездов, обратился к ним за помощью. Он знал, что его двоюродный дед Дмитрий Степанович Лисюк пропал без вести в октябре 1941 года где-то под Таганрогом. Таможенники охотно поделились с ним информацией, полученной из Книги приказов по строевой части 8-го отдельного дивизиона бронепоездов. Вместе с таможенниками Игорь Коваленко с дочерью побывал на месте захоронения воинов-железнодорожников.
Начальник связи дивизиона лейтенант Дмитрий Лисюк действительно числился в списке пропавших без вести. Вскоре, узнав от родственника о судьбе своего деда, с таможенниками связался Дмитрий Максимов. Информация, которой обменялись таможенники и родственники лейтенанта Лисюка стала еще одним штрихом, призванным воссоздать всю картину происходившего осенью 1941 года.
Дмитрий Степанович Лисюк родился в 1916 году. В 1935 году он, вместе с будущей женой Полиной Ананьевной Трус, выехали из села Капличи, Полесской области, на учёбу в Витебск. У Дмитрия в браке с Полиной родились дочери Валентина (1937 г.р.) и Нина (1940 г.р), а накануне войны в г.Туапсе – сын Владимир (15.06.1941).
С 1939 года Дмитрий служил в 8-м отдельном дивизионе бронепоездов в городе Полоцке и отвечал за связь. Во время советско-финской войны, в начале 1940 года, он участвовал в боевых действиях на Карельском перешейке, в прорыве «линии Маннергейма». В бою, возможно при штурме города Выборга, Дмитрий Лисюк был ранен, лечился в госпитале в Ленинграде. За участие в боевых действиях он был награждён орденом Красной Звезды и другими наградами.
В мае 1940 года дивизион передислоцировали на кавказское побережье в город Туапсе. Когда началась Великая Отечественная война, Дмитрий был уже начальником связи дивизиона. По воспоминаниям дочери Дмитрия Лисюка Валентины, дома он бывал редко. Запомнился очень рассудительным, все время отслеживал продвижение фронта и всегда говорил, что хоть немец и силен, но мы его обязательно побьём, и победа будет за нами. Это была уверенность кадрового военного, прошедшего и бои, и ранения. В начале октября 1941 года Дмитрий Степанович уходил из дома, словно отправлялся в обычную командировку, а не на фронт. Единственная разница – сказал тогда жене: "Береги детей!".
После войны жена Дмитрия Степановича - Полина Ананьевна вместе с детьми перебралась на Донбасс, в Горловку, дожив до 80 лет. Всю жизнь ждала весточку от мужа. В 1988 году написала письмо следопытам Таганрогского Дворца пионеров. Они начали поиск. В 1990 году была встреча в Таганроге, но живые на тот момент свидетели сказали, что на кладбище в Таганроге похоронены бойцы бронепоезда не из-под Марцево.