Каких бы принципов ни придерживался коллекционер при формировании своего собрания, есть предметы, которые могут украсить любую коллекцию, повысить ее инвестиционную и эстетическую привлекательность. К таким раритетам относится государственный кредитный билет 100 рублей 1896 года (https://www.znak-auction.ru/limg2.htm?c=06d0cf) – один из самых дорогих лотов майского бонистического аукциона «Эмиссия 14» (https://www.znak-auction.ru/live_index.htm).
История, связанная с выставленным на торги предметом, берет начало более полутора века назад. Осознавая необходимость замены устаревших государственных кредитных билетов образца 1843 г., царь-реформатор Александр II поручил Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг разработать новый дизайн банкнот с использованием последних достижений типографского производства. Для этих целей было переоборудовано печатное отделение, из которого выделили специальную кредитную типографию, получившую в Экспедиции наименование «Пятого отделения». На основании Сенатского Указа №45493 от 13 февраля 1868 г. «Об обмене государственных кредитных билетов старого образца на билеты нового образца» были выпущены государственные кредитные билеты, которые имели свободное хождение наравне с серебряной монетой. Банкноты нового образца достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 рублей имеют принципиальное отличие от предыдущих: они отпечатаны двумя способами печати - типографским и металлографским.
Государственный кредитный билет 100 рублей образца 1866 г. можно назвать «долгожителем» среди российских банкнот – в практически неизменном виде (лишь вензель императора сменял один другой) он просуществовал до 1896 г., а обменять на новые билеты их можно было вплоть до января 1903 г. Несмотря на более чем вековую историю существования, эта банкнота и в XXI веке считается предметом полиграфического искусства. Так, многокрасочный фон оборотной стороны дензнака выполнен по технологии «орловской печати», позволившей усовершенствовать переход от одного цвета к другому и сделать его похожим на радугу. Любопытно, что портрет Екатерины II оказался настолько гармоничен для этого дензнака, что пережил дальнейшие денежные реформы, а бона получила новое неофициальное название – «Катя», «Катенька», «Катеринка».
100 рублей 1896 г. – бесспорное украшение аукционной коллекции «Эмиссии 14». В течение более тридцати лет банкнота указанного номинала была самой крупной на территории Российской империи. До настоящего времени их дошло совсем немного.
«Радужная» бона – необходимый элемент любой серьезной коллекции бон Российской империи. Без сомнения, она придется по вкусу даже самым искушенным бонистам, формирующим коллекции по годам.